Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК)
© ComNews
18.04.2018

О новых партнерских программах и планах на 2018 год корреспонденту ComNews рассказал руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев.

- Год назад вы говорили о том, что заинтересованы в более тесной работе с операторами по новым продуктам. В частности, упомянули, что для локальных российских операторов будет реализована партнерская программа по совместному продвижению продуктов для конечных пользователей. Запущена ли она и когда стартовала?

- Программа "Партнерство ТТК" для операторов связи, которую правильнее будет назвать стратегической  инициативой, запущена в 2017 году и развивается по нескольким направлениям. С помощью этой программы "ТрансТелеКом" хочет создать альтернативу той динамике, которая наметилась в России на рынке связи.

В сфере широкополосного доступа в Интернет (ШПД) мы наблюдаем две тенденции. Во-первых, продолжается ценовое давление со стороны крупных операторов, из-за которого стоимость услуг во многих регионах продолжает снижаться. Россия уже сейчас находится на предпоследнем месте в мире по средней стоимости услуг ШПД для населения. Небольшие операторы испытывают существенное давление - и ценовое, и продуктовое, и рекламное. С каждым годом они чувствуют, что их собственных сил становится все меньше для того, чтобы адекватно противостоять этому давлению. Отсюда следует вторая тенденция - консолидация рынка. В результате этого процесса более крупные игроки вытесняют менее крупных - либо поглощают их, либо создают ситуацию, при которой небольшие операторы вынуждены закрываться. 

Стратегическое видение "ТрансТелеКома" - это программа сотрудничества с небольшими российскими операторами, которые стремятся эффективно существовать и работать в современных рыночных условиях. Зачастую локальные домовые сети хорошо понимают специфику отдельного района и пользуются там высоким уровнем лояльности, но у них нет ресурсов для активного продвижения и создания продуктовой линейки на уровне федеральных игроков. Кроме того, локальные операторы работают в условиях растущих потребностей в оснащении сети для выполнения требований государственных структур, что дополнительно влияет на экономическую модель. Наша идея заключается в объединении усилий крупного федерального игрока и местных провайдеров.

- Какие продукты реализуются в рамках этой стратегической инициативы "ТрансТелеКома"?

- В рамках стратегической инициативы "ТрансТелеКом" работает по трем направлениям. Все они входят в единую программу "Партнерство ТТК", но имеют разную специфику.

Первое направление заключается в том, что мы предлагаем небольшим операторам распространять те продукты, которые мы уже внедрили для наших клиентов. Сюда относится, например, "Интерактивное телевидение", услуги защиты от DDoS-атак, выделенные дефицитные адреса IPv4, услуги 8-800. Наши партнеры самостоятельно взаимодействуют со своими абонентами и предлагают продукты "ТрансТелеКома".

Второе направление связано с эксплуатацией сетей. За годы работы у "ТрансТелеКома" сформировался серьезный ресурс для обслуживания сетей связи и подключения клиентов. Соответственно, мы можем предложить услуги по эксплуатации сетей партнеров силами наших специалистов и в наших эксплуатационных системах. Ее справедливо назвать "аутсорсинг эксплуатации".

Третья партнерская программа - это проект "Франшиза". ТТК и компания-партнер могут подключать клиентов на сетях друг друга. Например, в Екатеринбурге у ТТК есть сеть ШПД с определенной территорией покрытия. Если клиенты, которые к нам обращаются, проживают не в зоне покрытия сети ТТК, у нас будет возможность подключать своих клиентов на сети оператора-партнера. А партнер, соответственно, сможет подключать своих абонентов на сети нашей компании. Разделение доходов происходит по схеме revenue sharing. Провайдер-партнер при такой системе взаимодействия получает до 50% от выручки.

- Насколько успешно развивается инициатива и о каких первых результатах вы можете рассказать?

- Первые переговоры с операторами мы начали весной 2017 года. Мы стартовали по всем трем направлениям и начали работать с партнерами в режиме опытно-коммерческой эксплуатации. Несмотря на то что первые контракты были подписаны, необходимо было выстроить все процессы и взаимодействие на рабочем уровне. В прошлом году мы также занимались тем, что глубоко исследовали потребности операторов и работали над различными аспектами автоматизации. Все, что связано с рынком ШПД, подразумевает большое количество клиентов, и без автоматизации работать на этом рынке невозможно.

Масштабную коммерческую эксплуатацию по указанным направлениям мы начали в текущем году. Причем с каждым новым партнером настраивать эту работу становится проще. Сейчас в процессе подписания еще семь договоров по программе "Франшиза", очень активно идут переговоры с региональными операторами по распространению нашей услуги "ТВ без границ" - к ней мы видим большой интерес.

- Какое количество партнеров - локальных операторов удалось привлечь к проекту?

В настоящий момент мы уже работаем или находимся в процессе согласования деталей сотрудничества с тремя десятками операторов.

- Каковы планы по развитию партнерских проектов на 2018 год? Каких количественных и качественных показателей вы хотите добиться в этом направлении?

- Благодаря реализации программы "Партнерство ТТК" в этом году мы рассчитываем расширить технический охват на 300-400 тысяч домохозяйств по всей стране.

- Какие значимые проекты ТТК реализует в сегменте B2O сейчас?

- Помимо партнерских программ, одним из крупных проектов для нас является расширение сотрудничества с партнерами в Китае. В прошлом году "ТрансТелеКом" запустил первую наземную линию 100G по маршруту Китай - Европа через территорию России. Технически мы смонтировали ее в июне, а запустили совместно с China Telecom в начале октября. До этого момента существовали только подводные линии такой емкости. С точки зрения операционной работы и коммерции - это прорыв для страны. Мы первые перешли от 10G на каналы 100G в коммерческой эксплуатации по маршруту Китай - Европа.

Следующее очень важное направление - это маршрут Север - Юг. "ТрансТелеКом" начал реализовывать проект в 2017 году, в 2018-м и в последующие годы мы будем его развивать. С прошлого года ТТК является важным поставщиком интернет-доступа для Ирана: мы запустили для них канал 200G до Европы. Наша задача - к концу 2018 года расширить свое присутствие и на другие страны в этом направлении, не исключено, что одной из них станет Индия.

За счет всех этих инициатив "ТрансТелеКому" в 2017 году по сегменту B2O удалось удержать выручку на уровне предыдущего года. Информация, которую мы получаем от аналитиков, свидетельствует о том, что наша доля на рынке транзита данных за год выросла более чем на 1%, на нем мы остаемся лидерами.

- Какие направления являются приоритетными для ТТК в 2018 году?

- В этом году мы планируем запустить первый наземный маршрут 100G от Японии до Европы через Россию. Маршрут существует уже достаточно давно, и ТТК на нем активно работает, но все предыдущие подключения были реализованы через каналы 10G. "ТрансТелеКом" подписал контракт с японским партнером - компанией NTT, согласно которому мы не позднее ноября текущего года должны запустить канал 100G из Японии в Европу. Сейчас большая задача не только для нас, но и для наших партнеров - модернизировать инфраструктуру на всей протяженности сети от Токио до Амстердама. Частично она уже решена, но мы продолжаем работать над заменой оборудования.

Еще одно направление касается нашего проекта по масштабному расширению IP-сети. В 2016-2017 годах мы провели значительную работу по улучшению качества ее европейского фрагмента, а также по развитию связности. В результате ТТК вышел на 15-е место в мире и первое место среди российских магистральных провайдеров по качеству интернет-связности. Во многом благодаря этому мы наблюдаем растущий спрос со стороны региональных и международных операторов, а также со стороны крупнейших контент-ресурсов на подключение именно к нашей сети. В ответ на запросы рынка мы планируем существенно нарастить региональную портовую емкость, а также ресурс междугородных магистралей и с оптимизмом смотрим в будущее.