Редколонка / декабрь 2019
Умный подход к умному городу

Леонид Коник
главный редактор ComNews
© ComNews
16.12.2019

К концу 2019 года у муниципальных, городских и региональных чиновников понимания того, что такое "умный город", оказалось меньше, чем было в начале года. Эксперимент с созданием в России умных городов можно считать успешно проваленным - но если страна в целом не хочет остаться "глупой", в 2020 году стоит подумать об укрупнении этой инициативы хотя бы до уровня региона, и с непременной, но не жесткой централизацией на федеральном уровне. А может быть, задуматься о цифровой составляющей еще на этапе планирования всех объектов инфраструктуры.

О том, что по всей России происходит в сфере умного города, мы в ComNews знаем не понаслышке. На протяжении всего 2019 года ComNews проводил целую серию конференций под единым зонтичным названием "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране". Стартовав в феврале 2019 года в Петербурге, такие форумы состоялись во Владивостоке, Сочи, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске, а завершилось это "ралли" 6 декабря в Москве. В общей сложности в семи мероприятиях Smart City & Region в 2019 году приняло участие более 900 человек, добрая половина их которых представляла органы муниципальной, городской и региональной власти.

2019 год начинался "за здравие": Минстрой России активно продвигал инициированный годом ранее ведомственный проект "Умный город", который возглавил замглавы этого министерства Андрей Чибис, в январе был создан Национальный центр компетенций "Умный город" во главе с Оксаной Демченко (до этого назначения она являлась директором департамента городской среды Минстроя), а 4 марта 2019 года Андрей Чибис подписал документ под названием "Стандарт "Умный город".

К этому моменту соглашения с Минстроем России о реализации проектов "Умный город" подписало несколько десятков городов страны - в значительной степени потому, что это министерство устами Андрея Чибиса обещало финансирование в размере 12 млрд рублей. Но в конце марта идиллия рухнула, как карточный домик: Андрей Чибис неожиданно улетел в холодные края, став и.о. губернатора Мурманской области, а вслед за ним отправилась Оксана Демченко, получившая пост первого заместителя губернатора той же области (поначалу также с приставкой "и.о."). В мае на конференции ЦИПР-2019 в Иннополисе "Стандарт "Умный город" был предан публичной анафеме со стороны "Ростелекома", РВК, ТК-194 и "Росатома". "Такое понятие, как "стандарт", не должно нивелироваться. Соответственно, документы, которые выходят из-под пера отдельных рабочих групп, не должны с такой легкостью называться стандартами", - заявил с трибуны ЦИПР председатель ТК-194 "Кибер-физические системы" и руководитель программ АО "РВК" Никита Уткин (см. новость ComNews от 24 мая 2019 г.).

Минстрой тут же "дал заднего" и спешно пояснил, что слово "стандарт" попало в документ случайно, тогда как имелся в виду "стандартный перечень" базовых и дополнительных требований к умным городам. При этом ТК-194 и "Ростелеком" взялись за разработку нового стандарта умного города, который, предположительно, будет задавать общие направления и архитектуры.

Обещанных Андреем Чибисом миллиардов города так и не дождались. Представители сразу нескольких городов рассказали на форумах Smart City & Region, что перестали направлять в Минстрой отчеты о ходе работ по умному городу, несмотря на настоятельные просьбы этого министерства, - дав ему понять, что "сначала деньги - потом стулья". Оставшись без федерального финансирования, города оказались в ситуации, которую точно описал на "Smart City & Region - Новосибирск" начальник Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько: "Для построения умного города денег нет или почти нет". ("Почти нет" означает, что города с трудом находят небольшие суммы на единичные пилотные проекты).

Знамя умного города, упавшее из рук Минстроя, подхватили крупные государственные корпорации: "Росатом", "Ростех", "Ростелеком", Сбербанк - каждая из них предлагает администрациям городов и муниципалитетов целый стек технологий или даже комплексное решение. С точки зрения местных чиновников, каждая такая госкорпорация мало чем отличается от министерства, а то и посильнее: зачастую визит в регион команды по решениям smart city предваряется звонком главы корпорации, а то и кого повыше. Все эти корпорации предлагают городам решения отнюдь не из альтруизма, но имея финансовые ресурсы, они готовы идти на более сложные финансовые схемы, нежели прямой платеж: сервисные контракты, концессии, ГЧП, лизинг.

Но на практике заключение концессионных соглашений и иных форм ГЧП натыкается на большой объем кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий (МУП), которые чаще всего выступают стороной таких соглашений. Риск банкротства МУП отпугивает частных инвесторов. В последнее время частным концессионерам предлагается взять на себя и погашение этой задолженности, что не радует инвесторов и ведет к повышению тарифов.

Бренд госкорпорации вовсе не гарантирует успешности проекта. Для многих регионов тревожным сигналом стало прошлогоднее концессионное соглашение администрации Нижнего Новгорода с ПАО "Ростелеком" - о создании в городе 1000 умных остановок общественного транспорта. "Ростелеком" намеревался потратить на этот проект около 1,6 млрд рублей, а через 10 лет конструкции должны перейти в собственность города. Первые 134 умных остановки в Нижнем "Ростелеком" обязался построить в 2019 году, но на деле в октябре 2019 года он демонтировал единственную пилотную остановку (установленную в ноябре 2018 г.). Остановка исчезла с улицы после многочисленных жалоб горожан: в частности, металлические элементы быстро покрылись ржавчиной, также нижегородцы жаловались на холодную металлическую скамейку без спинки (хотя в первоначальном проекте она была деревянной и с деревянной же спинкой). Возможно, проект забуксовал из-за сложных разрешительных процедур ("Ростелеком" сетовал на то, что для размещения умных остановок в Нижнем Новгороде ему необходимо собрать 1917 согласований, но пока получено меньше половины), а может быть, потому, что концессионный доход оказался призрачным (инвестор намеревался сдавать в аренду экраны на остановках, размещать рекламу на загрузочной странице хот-спота Wi-Fi и зарабатывать на видеонаблюдении с идентификацией для силовых ведомств).

Пока города и муниципалитеты пытаются внедрять разрозненные элементы умного города - кто умные остановки, кто умные счетчики, кто умные домофоны, - и делают они это в меру понимания местными чиновниками проблем города и технологий, наличия денег в локальной казне или готовности местной власти идти на различные формы ГЧП, а также активности потенциальных подрядчиков в данной местности. Такая "рваная" цифровизация едва ли принесет результаты - скорее, она многократно увеличивает вероятность ошибок, особенно если учесть, что в каждом городе "цифровыми" проектами занимаются различные подразделения местной администрации (комитеты по транспорту, ЖКХ, строительству, ИТ/связи и др.). При этом нужно вспомнить, что в России - 171 город с населением более 100 тысяч человек (по мнению главы Минстроя Владимира Якушева, только такие города могут участвовать в проекте по цифровизации городской среды) и около 22 тысяч муниципальных образований.

Сама собой напрашивается мысль об укрупнении проектов умного города хотя бы до уровня субъектов Федерации. Такую идею в ноябре 2019 года выдвинули "Ростелеком" и зампред Совета Федерации Андрей Турчак - они предложили новый проект "Цифровой регион". Но если такой подход будет утвержден на уровне правительства РФ, важно не наделать новых ошибок. Во-первых, нужно сформулировать задачи главы каждого региона: до сих пор губернаторы почти не интересовались проектами типа "умный город", полагая, что они лежат в зоне ответственности городских администраций и муниципалитетов.

Во-вторых, необходим документ с описанием общих подходов и возможных решений smart city (но ни в коем случае не стандарт, который будет загонять многообразие городских проблем в кондовое усредненное русло). Этот же документ должен содержать критерии для сравнения городов и регионов по уровню цифровой зрелости. В сентябре 2019 года Минстрой поручил МГУ разработать индекс "IQ городов". Первая редакция этого индекса уже появилась и, судя по отзывам очевидцев, являет собой плод воображения кабинетных ученых. Так, одним из критериев "умности" города ученые мужи из МГУ предложили сделать протяженность волоконно-оптических кабелей в городе (хотя очевидно, что количество волокон в кабеле может быть произвольным, да и учесть оптику всех коммерческих операторов в городе - задача не из легких). Возможно, стоит прекратить изобретать велосипед и взять (как минимум за основу) ГОСТ Р ИСО 37120-2015 "Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни".

В-третьих, требуется реферативная независимая база реализованных проектов умного города (а не десяток "банков данных" со случайным набором проектов, зачастую аффилированных с владельцем "банка" и всегда без информации о практике внедрения). В-четвертых, проект "Цифровой регион" должен быть абсолютно нейтральным в отношении возможных поставщиков и интеграторов решений: гиганты типа "Росатома", "Ростеха", "Ростелекома" или Сбербанка обязаны работать на равных с любым небольшим разработчиком.

Ключевым вопросом является руководство проектом "Цифровой регион". Это не должен быть Минстрой, который уже завалил проект "Умный город", и не должно быть Минкомсвязи, которое методично футболит эту тему еще со времен Николая Никифорова. Создавать специальный орган управления проектом "Цифровой регион" тоже бессмысленно. Как, впрочем, и запускать проект с чистого листа.

В крайне сыром (да простит мне Андрей Владимирович честное высказывание) "Стандарте "Умный город" Минстроя есть одна умная мысль: строить smart city на базе уже созданной инфраструктуры АПК "Безопасный город". Согласно Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) "Безопасный город", утвержденной распоряжением правительства РФ №2446-р от 3 декабря 2014 года, техническая архитектура комплекса "Безопасный город" объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта РФ, федеральный уровень). Иными словами, в АПК "Безопасный город" проблема централизации усилий местных властей уже решена. Кроме того, в 2017 г. в АПК были включены два смежных проекта - "Система-112" и "ЭРА-ГЛОНАСС". За прошедшие несколько лет в рамках АПК "Безопасный город" было сделано немало - и все это может быть задействовано для создания умных городов и умных регионов.

С конца 2017 года в России действует объединенная Межведомственная комиссия по внедрению и развитию систем АПК "Безопасный город", системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 и Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". В эту комиссию входят вторые лица ключевых министерств и госкорпораций, и вполне разумно поручить ей и тематику "Цифрового региона" (либо расширив состав, либо создав профильную подкомиссию).

А может быть, и вовсе не нужно городить огород. Федеральный бюджет все равно не выделит значимых сумм на проекты "Умный город" и "Умный регион" (на 2020 год Минстрой обещает всем регионам жалкие 180 млн рублей, а Минкомсвязи - субсидии в размере 500 млн рублей на стыковку региональных информационных систем со СМЭВ). В местных бюджетах, как было сказано выше, денег на цифровые проекты нет. Уникальный способ расшивки этой патовой ситуации предложил с трибуны одного из форумов Smart City & Region директор по развитию цифровых проектов Уральского и Сибирского филиалов ПАО "МегаФон" Евгений Иванов. Он отметил, что любой город и муниципалитет располагает средствами на обычные проекты - будь то ремонт дорог или строительство детских площадок. По оценке Евгения Иванова, если при выставлении их на конкурсы местные власти будут сразу закладывать цифровые элементы (к примеру, подогрев скамеек и устройства для подзарядки телефонов на проектируемой детской площадке), то общая стоимость проекта возрастет всего лишь на 3-5%. Это намного дешевле, чем "цифровизовывать" уже созданные объекты инфраструктуры. Такой подход поможет решить и другую важную проблему: далеко не каждый проект smart city имеет доходную составляющую и даже возможность для большой экономии, поэтому частный инвестор ими не заинтересуется.

О новом облике проекта "Умный город" или его замене на "Цифровой регион", открывающихся возможностях получения федерального финансирования проектов "умный город" и "умный регион" для субъектов Федерации, городов и муниципалитетов, о новом стандарте "Умный город", который готовит ТК-194 и других актуальных аспектах тематики Smart City можно будет узнать из первых рук – на VII Федеральном бизнес-форуме Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране", который состоится 20 февраля 2020 г. в Санкт-Петербурге, в отеле "Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум". Все подробности о форуме Smart City & Region 2020 – здесь.