Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Документ унифицирует правила и процедуры при проведении выборов разных уровней с использованием системы дистанционного электронного голосования как в целом в России, так и в регионах. Политики считают, что после принятия законопроекта в первую очередь снижаются возможности контроля и наблюдения за выборами и открываются новые перспективы для махинаций.

© ComNews
14.03.2022

Напомним, что в начале декабря прошлого года депутаты от КПРФ, среди которых Геннадий Зюганов и Валерий Рашкин, внесли в Госдуму законопроект об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ) до завершения формирования полноценной системы ДЭГ, учитывающей все аспекты на программно-техническом, организационном и правовом уровнях (см. новость ComNews от 13 декабря 2021 г.).

Неделей позже депутаты "Единой России" внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, закрепляющий принципы проведения дистанционного электронного голосования (см. новость ComNews от 20 декабря 2021 г.).

В России действуют две системы дистанционного электронного голосования. Жители регионов используют федеральную платформу, которую разработали "Ростелеком" и Минцифры по заказу ЦИК России. В Москве функционирует платформа, разработанная Департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы.

В пресс-службе Минцифры рассказали, что дистанционное электронное голосование применяется на федеральных кампаниях с 2020 г. Первым опытом проведения федеральной кампании с применением технологий ДЭГ стало общероссийское голосование по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, состоявшееся 1 июля 2020 г. В том же году ДЭГ применялось и на дополнительных выборах депутатов Госдумы по одномандатным округам в двух субъектах Российской Федерации - Курской и Ярославской областях. "В прошлом году ДЭГ использовалось уже в семи регионах на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва. С учетом накопленного опыта представляется целесообразным уточнить законодательное регулирование", - отметили в министерстве.

Также в ведомстве объяснили, что законопроектом предлагается установить основные принципы и параметры проведения дистанционного электронного голосования, единые для всех выборов и референдумов на территории Российской Федерации, унифицировать подходы и требования к применению ДЭГ на выборах различного уровня, определить порядок его проведения и применяемые информационные системы. Законопроектом также устанавливается, что при проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей, участников референдума и соблюдения тайны голосования, а также возможность наблюдения при организации и осуществлении дистанционного электронного голосования и установлении его итогов. "Таким образом, законопроект призван способствовать созданию дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав участников избирательного процесса", - уточнили в пресс-службе Минцифры.

В ведомстве рассказали, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным ЦИК России, предусматривающих анонимизацию избирателя с помощью специального криптографического алгоритма, обеспечивающего невозможность связки персональных данных избирателя и его волеизъявления в электронном бюллетене. При этом предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также анонимизации результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения. "Для расшифровки итогов голосования нужен другой специальный ключ, который создается и разделяется на несколько частей в ходе отдельной процедуры в присутствии наблюдателей и СМИ, а собирается только при подведении итогов. Части ключа расшифрования записываются на защищенные носители и передаются на хранение независимым "держателям" до окончания голосования. После завершения голосования независимые держатели передают свои части ключа для сборки ключа расшифрования. Таким образом, невозможно получить какие-либо предварительные итоги голосования до его завершения и начала подсчета голосов избирательной комиссией, - пояснили в Минцифры. - Требования, предъявляемые в законопроекте к информационным системам, применяемым для дистанционного электронного голосования, видятся достаточными для обеспечения единства подхода, надежности и безопасности использования. Опыт проведения ДЭГ в 2020-2021 гг. подтверждает техническую реализуемость требований, предусмотренных законопроектом".

В пресс-службе ПАО "Ростелеком" сообщили, что не участвуют в законотворческой деятельности, а осуществляют только техническую реализацию ДЭГ.

В пресс-службе ДИТ отметили, что законопроект не предлагает установить технические требования к проведению дистанционного электронного голосования - он регламентирует общие принципы организации ДЭГ. "Московская система ДЭГ этим принципам соответствует", - сказали в пресс-службе ДИТ.

Основатель KIP Legal Tech, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что электронное голосование - это разумно, при условии обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности. "Разумно, потому что в условиях COVID-19, с одной стороны, и развивающихся технологий, с другой стороны, это могло бы снизить риски и издержки. При условии обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности, потому что речь идёт о персональных данных граждан и реализации их избирательных прав. Если это будет обеспечено, электронное голосование может создать широкие возможности для прямой демократии по очень многим вопросам. Без бумажных бюллетеней, человеческого фактора, эпидемиологических рисков и организационных затрат", - считает юрист.

Руководитель фракции "Справедливая Россия - за правду" Сергей Миронов отметил, что фракция изначально выступала против законопроекта о дистанционном голосовании и ее члены голосовали против во всех трех чтениях этого законопроекта. "Мы в целом считаем, что преждевременно распространять процедуру ДЭГ на все регионы. Тем более что законопроект не содержит даже четкого описания этой процедуры и всех спорных моментов. В нем не прописана схема наблюдения за электронным голосованием, хотя технически наблюдение вполне возможно и его нужно подробно регламентировать. Нет гарантий контрольного подсчета голосов и в целом контроля за ходом ДЭГ для членов избиркомов. Как говорят авторы инициативы, это рамочный закон, он якобы не требует уточнений. Но в итоге этот закон может оставить за рамками прозрачность и объективность голосования", - считает политик. По его словам, крайне неприятно, что ко второму чтению закон дополнили поправками, которые вообще не связаны с дистанционным голосованием, но при этом затрагивают весь выборный процесс, также снижая его чистоту и прозрачность. "Особенно возмущает, что такие поправки вносятся в тот момент, когда все общественное внимание отвлечено совсем на другие вопросы. Когда нам как никогда важна сплоченность и солидарность, взаимное доверие между государством и гражданами. Когда все представители власти, включая и депутатов ГД, должны действовать в интересах граждан, а не в своих узкополитических целях. Конечно, с учетом поправок мы тем более не могли поддержать этот законопроект, голосовали против", - рассказал Сергей Миронов.

По словам политика, после принятия законопроекта в первую очередь снижаются возможности контроля и наблюдения за выборами, открываются новые перспективы для махинаций. "Например, одной из поправок к законопроекту предлагается упразднить членов комиссий с правом совещательного голоса: они останутся только на уровне ЦИК и регионов - в окружных, территориальных и участковых избиркомах их не будет. Их предлагают заменить третьими наблюдателями от партий. Но это неравноценная замена. У наблюдателей гораздо меньше возможностей и полномочий. У членов комиссий с правом совещательного голоса есть доступ ко всем документам избиркома, они могут проверить правильность подсчета голосов, их нельзя удалить с участка. С принятием этой поправки объективно контроль за процедурой выборов снижается", - уверен руководитель фракции "Справедливая Россия - за правду".

Говоря об итоговом эффекте нововведения, Сергей Миронов отмечает, что тем, кто боится честной политической борьбы, кто стремится под шумок перекраивать выборное законодательство, открывая в нем новые лазейки для махинаций, очевидно это пойдет во благо. Другим участникам избирательного процесса - добавит проблем. По его словам, главная проблема, что подобные инициативы снижают доверие граждан и к выборам, и к власти. "В текущих условиях они особенно вредны. Я бы сказал, что истинно патриотичные люди не выступали бы с такими законопроектами. В целом будущее, конечно, за электронным голосованием. Это удобно для граждан, и это может быть гарантией честных выборов без дорогостоящих затрат. Но только в том случае, если у наблюдателей будет возможность контролировать электронную "начинку" - программный комплекс регистрации, доступа и учета голосов. В нынешнем варианте закона это отдано на откуп узкому кругу лиц, неподконтрольных участникам выборов", - считает политик.

Законопроектом предусматривается еще ряд изменений в избирательное законодательство. Так, лица с погашенной или снятой судимостью за экстремистские преступления не смогут избираться еще в течение пяти лет после ее погашения. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда.

Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены - в течение трех лет. Также документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Конкретизируются и требования к участию иноагентов и аффилированных с ними граждан в выборах: так, если в агитматериалах есть высказывания данных лиц, они должны сопровождаться плашкой, информирующей об иноагентском статусе. Плашка должна занимать не менее 15% от площади агитационного материала. Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком.

Законопроектом предусматриваются перемены в структуре избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов Федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть. При этом число наблюдателей, которых партия может выставить на участок, увеличивается с двух до трех.

Представили КПРФ отметили, что особого внимания заслуживают поправки к проекту о ДЭГ. "Среди нововведений, протаскиваемых "партией власти", - фактическое упразднение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса ниже регионального уровня, укрупнение участков и новые ограничения пассивного избирательного права", - считают в КПРФ.

Член ЦК КПРФ, первый секретарь Ленинградского обкома партии, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Виктор Царихин отмечает, что изначально законопроект о ДЭГ был небольшим документом, содержавшим лишь несколько страниц. В нем рассматривалась только возможность применения дистанционного электронного голосования на федеральном уровне. "Мы обсуждали эту систему и сошлись на мнении, что и граждане пока не готовы, и сама система не отлажена, недостаточно прозрачна и потому не вызывает доверия избирателей и экспертов. В частности, много было проблем с ней в Москве осенью 2021 г. Так или иначе, накануне первого слушания позиция общества и экспертов-правоведов по данному законопроекту определилась четко: "Единая Россия" - за, остальные - против", - говорит политик. Он отмечает, что, согласно новым поправкам, список избирателей может изменяться в течение дня. Утром он может находиться в электронном виде, а вечером, уже по окончании голосования, он распечатывается, подписывается председателем и секретарем комиссии. "Что это будет означать на практике? Утром в списке может быть 100 избирателей, а вечером - 1100, и это будет считаться нормальным, законным! То есть те самые правовые институты, которые предполагали контроль над количеством прописанных на территории, чтобы избежать фальсификаций, накрутки голосов, фактически ликвидируются. Вместо этого будет совершенно свободная - и, что опять же, поразительно - на законном основании корректировка числа избирателей", - считает Виктор Царихин.

Новости из связанных рубрик