"Закон о маректплейсах, который должен отрегулировать работу крупных торговых интернет-площадок, таких как Wildberries, OZON, "Яндекс.Маркет", может пройти три чтения уже до конца года, а вступить в силу с 1 сентября 2024 г. Руководители маркетплейсов предлагают не торопиться.
Денис
Тельманов
© ComNews
16.10.2023

О том, как будет разрабатываться и рассматриваться закон "О маркетплейсах", один из его авторов, первый зампред Комитета Госдумы по контролю, председатель наблюдательного совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Дмитрий Гусев рассказал корреспонденту ComNews в кулуарах Международного форума электронной коммерции и ритейла "Ecom Retail Week 2023", который прошел накануне в Центре Международной торговли в Москве при участии руководства крупнейших российских маркетплейсов и Министерства промышленности и торговли РФ.

"Мы направили [проект закона] на отзыв в правительство, это месяц [на рассмотрение]. В правительстве и Минпромторге идет работа над отзывами. После того как мы получим отзыв, будет обсуждение. Они принципиально поддерживают - мы это услышали. Будет обсуждение в комитете [по контролю]. Мы работаем над тем, чтобы комитет принял положительное решение, после этого закон будет вынесен на первое чтение", - рассказал Дмитрий Гусев ComNews.

По его словам, когда закон будет принят в первом чтении, депутаты будут ждать от отрасли тексты поправок с конкретными предложениями, которые внесут в проект закона ко второму чтению.

"Это можно успеть до Нового года и даже успеть к этому времени принять эти поправки в третьем чтении. Но там есть некоторые ограничения, что закон может вступить в силу не раньше чем через три месяца после голосования в третьем чтении. А ведь еще должно быть рассмотрение в Совете Федерации и подписание у президента. То есть, в любом случае, даже если к весне все подпишут, он начнет работать только с 1 сентября [2024 г.]", - рассказал Дмитрий Гусев планы разработчиков закона.

По его словам, закон "О маркетплейсах" представляет собой несколько поправок в уже существующие законы "О торговле" и "О защите прав потребителей" и внесен группой депутатов из всех фракций парламента, работающих в "ключевых комитетах Госдумы, имеющих отношение к торговле".

Что за закон

По словам Дмитрия Гусева, поправки касаются шести изменений, которые планируется внести, в том числе запрет на корректировку оферты чаще раза в год, запрет на блокировку личного кабинета продавца и изъятие денег с его счетов в виде штрафов, которые могут достигать несколько сотен тысяч и даже миллионов рублей.

Первый пункт этих изменений содержит ключевые определения для деятельности отрасли электронной торговли. "Мы встречались с отраслью. Есть разные подходы, разные позиции, но я уверен, что мы найдем определения, которые будут устраивать не только маркетплейсы, но и малых участников рынка, и наших потребителей, и учитывать то, что позволит отрасли развиваться", - выразил уверенность депутат.

По его словам, главная задача регулирования маркетплейсов - чтобы оно было на пользу развитию отрасли и учитывало интересы всех участников. "А это 500 тыс. сотрудников отрасли, 500 тыс. партнеров, которые владеют пунктами выдачи заказов, и два млн человек, которые на этих площадках торгуют. Но не надо забывать и о 70 млн потребителей, кто пользуется всей инфраструктурой отрасли электронной коммерции. Вот все те, кто участвует в этом законе и чьи интересы должны быть учтены. Это позиция депутатов Государственной Думы, авторов законопроекта, это позиция правительства", - рассказал Дмитрий Гусев.

Второй из шести ключевых нововведений в проекте закона "О маркетплейсах" касается запрета на изменение договора оферты чаще одного раза в год. "Позиция индивидуальных предпринимателей такая: договор оферты должен быть неизменен. И они ссылаются, например, на телефонную компанию: заключили договор, и пока вы пользуетесь услугами компании, без вашего согласия тарифы меняться не могут", - пояснил Дмитрий Гусев.

При этом, по словам депутата, позиция отрасли - оставить возможность менять этот договор так, как им выгодно, чтобы они могли зарабатывать и развиваться. "Позиция депутатов - компромиссное решение менять договор оферты один раз в год. И это то, что отражено в поправках. Считаю эту позицию справедливой, потому что у нас даже тарифы на ЖКХ меняются раз в год, хотя это тоже жизненно важная монопольная отрасль", - отметил Дмитрий Гусев.

Штрафы для продавцов

Третий ключевой вопрос в законе "О маркетплейсах" касается штрафов со стороны торговых площадок по отношению к поставщикам. Механизм этих штрафов, по словам депутата, до конца не определен и остается предметом для дискуссий. Дмитрий Гусев подчеркнул, что в зарубежных законах об электронной торговле прописаны четкие процедуры, как штрафы в отношении поставщиков назначаются, как они обжалуются и т.д. "Я думаю, что нам нужно идти по этому пути и более подробно перед вторым чтением вот эти все процедуры прописать. Потому что история понятная: ИП не хотят, чтобы их штрафовали, платформы, конечно, хотят штрафовать, как считают нужным. И вот здесь нужно найти какие-то процедуры, в рамках которых это будет понятно для всех участников рынка", - подчеркнул Дмитрий Гусев.

Четвертый вопрос - запрет на блокировку личного кабинета продавца. Сейчас маркетплейсы без предупреждения отключают продавцов-нарушителей от своих площадок, при этом после этого могут оказаться заблокированы средства, которые предприниматель не успел вывести на банковский счет. "Нельзя блокировать личный кабинет, потому что это, конечно, ущемляет права слабой стороны в договоре - в данном случае это ИП. И вот такая позиция внесена в закон", - пояснил Дмитрий Гусев позицию депутатов.

Пятый пункт поправок касается запрета на введение маркетплейсами собственных торговых марок, поскольку они знают предпочтения покупателей лучше производителей и могут подстраиваться под них выпуском товаров под собственным брендом. Например, "Яндекс.Маркет" продает через свой маркетплейс брендированные телевизоры с операционной системой "Яндекс ТВ", умные колонки с "Алисой" и другие товары бренда. "Я думаю, что это тоже вопрос для обсуждения - что считать собственной торговой маркой, как это сделать так, чтобы не ущемлять права ни маркетплейсов, ни права ИП-селлера", - отметил Дмитрий Гусев, давая понять, что окончательных решений по формулировкам, которые войдут в закон, еще нет.

Шестой вопрос затрагивает ответственность маркетплейсов за товары, которые они продают на своих площадках. "Мы считаем, что должна быть такая ответственность, но как это сделать, как это организовать - у нас такой диалог в отрасли начался. Первая встреча у нас была, ищем подход. Я думаю, ко второму чтению мы найдем эту процедуру, как сделать так, чтобы эта ограничительная для маркетплейсов мера не повредила развитию отрасли", - отметил депутат. Он подчеркнул, что по всем вопросам диалог с отраслью ведется.

Минпромторг за регулирование

Замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов по итогам форума, на котором обсуждался законопроект "О маркетплейсах", сообщил ComNews, что позиция участников не повлияла на его отношение к необходимости регулировать отрасль, однако все озвученные замечания будут изучаться.

"Дискуссия была полезная, будем ее анализировать. Прямо на ходу ничего не может меняться, будем дальше обсуждать. Сомнения были изначально по всем пунктам - как их правильно отрегулировать, не то, что нуждаются или не нуждаются в регулировании, а в том, что и как правильно прописать, чтобы не нанести вреда", - пояснил Виктор Евтухов.

Выступая на форуме, он отметил, что российская торговля - как онлайн, так и традиционная - с честью прошла сложный период, выдержав разрыв цепочек поставок товаров, санкции, сложности с ввозом товаров, ограничения и другие трудности.

"Ассортимент товаров не пострадал, может быть, даже в какой-то части увеличился, больше стало российских товаров и производителей. Здорово отработала торговая отрасль в целом, не будем ее делить [на онлайн и офлайн]", - сказал Виктор Евтухов.

Электронная торговля пока развивается

По его словам, электронная торговля в России растет на 20-30% в год и за четыре года выросла в три раза. По данным Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2022 г. объем торговли в российских маркетплейсах составил 4,99 трлн руб., а с января по август 2023 г. - 3,75 трлн руб.

"Финнов мы уже догнали, от эстонцев оторвались - потому что они не знают еще, что есть электронная торговля. Но другим пока уступаем. Не так существенно - если мы будем опираться не на Росстат, что нам менее приятно, а на данные экспертов, где разница примерно в два раза - кто как считает, понятно. Если мы такими же темпами будем расти, то к Западной Европе достаточно быстро подойдем. Останется только держать ориентир на Китай, который оторвался очень далеко, и почему-то вместе с ним Великобритания, я не могу это объяснить", - отметил Виктор Евтухов.

По его словам, маркетплейсы создают в России большое количество рабочих мест. "С одной стороны, это те, кто поставляет товар, с другой стороны, те, кто помогает этот товар доставить до потребителя. Более 1 млн предпринимателей, сотни тысяч курьеров, более 300 тыс. пунктов выдачи, причем они более-менее равномерно распределены между различными сервисами. И самый глобальный вопрос - нуждается ли этот сектор экономики в нормативно-правовом регулировании? Примерно таком, в какое попала отрасль офлайн-торговли 14 или 15 лет назад", - отметил замминистра торговли и промышленности России.

По его словам, если посмотреть на опыт других стран, во всех странах мира онлайн-торговля урегулирована. "Это и Китай, и Индия, и Малайзия, и другие страны. В Китае, например, закон и нормативы действуют с 2019 г. Как показывает практика, не всегда достаточно добровольности и самоорганизации. Поэтому, с учетом развития сектора, накопленного опыта и отдельных деструктивных элементов, надо пообсуждать эту тематику", - подчеркнул Виктор Евтухов.

Соцподдержка для бизнесменов-одиночек

Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов в ходе дискуссии отметил, что, по его данным, четыре из пяти продавцов на маркетплейсах ведут бизнес в одиночку, и только 20% - это команды. При этом многие продавцы ведут торговлю не на одной площадке, а сразу не нескольких, поэтому площадкам приходится конкурировать между собой за продавцов.

"Развитием маркетплейсов движет лень покупателей. Кто этот уровень лени будет удовлетворять, тот и окажется на коне", - пояснил Илья Кретов.

Генеральный директор ООО "Вайлдберриз" Татьяна Бакальчук призвала не забывать про социальную значимость "молодой развивающейся отрасли" электронной торговли.

"Подходить к вопросу регулирования нужно аккуратно, гибко, чтобы не навредить и чтобы у нас оставалась энергия и ресурсы для того, чтобы развиваться не только внутри страны и ближайших к нам дружественных странах, но и замахнуться на выход в более отдаленные регионы, чтобы успешно конкурировать с теми же китайскими и индийскими компаниями, нам все-таки нужно иметь возможность продолжать расти. Мы, действительно, очень молодые, несмотря на те впечатляющие цифры", - сказала Татьяна Бакальчук.

Она подчеркнула, что Wildberries выступает за введение правового законодательства для отрасли e-com, однако призвала не забывать, что многие решения, как выстроить взаимоотношения с продавцами и покупателями, придумываются в процессе работы.

"Безусловно да, мы тоже в этом заинтересованы, не в последнюю очередь потому, что мошеннические действия, как со стороны потребителей, так и со стороны наших уважаемых продавцов, растут многократно", - пояснила гендиректор Wildberries.

По ее словам, одним из проявлений мошеннических схем становится использование маркетплейсов для публикации различных призывов и фотографий, не связанных с торговлей.

"Понятно, что наши коллеги из офлайн-торговли с этим вряд ли сталкиваются - это реалии новой отрасли. Поэтому мы, конечно, приветствуем предложение государства в том, что нужно уже вводить регуляторику, потому что отрасль значима, потому что затрагиваются интересы десятков и сотен миллионов людей. Единственное, что бы мы хотели, чтобы в диалоге выработать позицию, которая позволит нам продолжать развиваться", - отметила Татьяна Бакальчук.

Кто все это придумал

Она добавила, что сравнение маркетплейсов и мобильных операторов в плане неизменности договора оферты некорректно, потому что отрасль электронной торговли постоянно меняется.

"Было сказано, что мобильные операторы меняют тарифы раз в год, но это, наверное, потому, что им уже развиваться особо некуда, а у нас оферта меняется необязательно в плане того, что пользователи для себя считают ущемлением своих прав. Причем никто не говорит, что те самые права, которые мы предоставляем [продавцам], это тоже беспрецедентно. Например, кто раньше, вообще в практике и в офлайне, разрешал деньги выводить каждый день или хотя бы раз в неделю? И даже вперед - мы их, по сути, беспроцентно кредитуем. Это мы с коллегами придумали. Кто придумал возможность бесплатной доставки в любой регион? Это мы с коллегами придумали. До этого такого не было", - напомнила гендиректор крупнейшего маркетплейса России.

Она добавила, что, когда в России не было интернет-торговли, одежда продавалась только на рынках и в "каких-то бешеных бутиках". "И когда мы анализировали, мы поняли, что благодаря развитию интернет-торговли не только расширился ассортимент всего того, что продается в нашей стране, но и [товары] стали доступнее [в самых отдаленных регионах]: ты живешь в любой деревне, и у тебя доступны все магазины страны. Ну и цены значительно снизились, не только на какие-то товары первой необходимости, но и одежда стала стоить дешевле. Я считаю, это тоже заслуга маркетплейсов", - подчеркнула Татьяна Бакальчук.

Оферта должна меняться, а штрафы - остаться

Она предложила предусмотреть в законе возможность изменения договора оферты хотя бы раз в квартал, потому что изменений в работе происходит много, в том числе меняются способы доставки товаров, правила их маркировки.

"Может быть, на какие-то сильно спорные моменты ввести что-то типа открытой площадки, на которой мы можем обсуждать все эти изменения. А вот обычные, простые технические изменения, чтобы они не влияли [на неизменность оферты]", - предложила Татьяна Бакальчук.

Также гендиректор Wildberries выступила против запрета на взимание штрафов с продавцов.

"Когда продавец соглашается на условия работы, не кабальные, а просто условия работы - ну, например, нужно выдерживать сроки поставки товара, нужно гарантировать, что товар надлежащего качества, что он не просрочен, что он привезет именно то, о чем заявил, - вполне логично, что, если он эти условия не выполняет, он за это должен как-то отвечать. Мы считаем, что штрафы должны оставаться, просто они должны быть разумными", - считает Татьяна Бакальчук.

Для решения споров и выработки ключевых решений она предложила ввести институт арбитража, в который войдут не только представители маркетплейсов и продавцов, но и "незаинтересованные лица".

"И там можно рассматривать, собственно, не то чтобы каждый случай, но какую-то практику. То есть, условно, имеет ли продавец право нарушить сроки поставки и не понести за это никакого наказания. Вот рассматривается этот кейс, принимается коллегиальное решение, и дальше все подобные кейсы трактуются исходя из этого коллегиального случая, который был обсужден.

Служба доставки за товар не отвечает

Солидарную ответственность за качество товара Татьяна Бакальчук призвала рассматривать с точки зрения того, что маркетплейсы - это всего лишь способ доставки товара от продавца к покупателю. "Мы же по сути логистические компании. То есть мы отвечаем за то, чтобы товар пришел качественный, в срок, за то, чтобы, если человек размещает товар на наших площадках, мы его максимально проверили, что все правильно, что все, что он обещает [соответствовало действительности] - те же самые КИЗы (контрольно-идентификационные знаки - прим. ComNews) при приемке. Но мы не можем отвечать за качество швов или за то, что он поставил красный цвет или зеленый. Потому что для этого нам придется вскрывать каждую упаковку", - пояснила гендиректор Wildberries.

Она отметила, что, если оценивать опыт зарубежных маркетплейсов, таких как AliЕxpress, никто из них не отвечает за качество товара. "Они предоставляют возможность открыть спор с продавцом и чаще всего, в 99% случаев, встают на сторону покупателя. И таким образом продавцы мотивированы поставлять [качественный товар], и даже если они считают, что покупатель их в чем-то обманул, им проще согласиться и сказать, что это его вина. Но с другой стороны, мы можем предоставить продавцам аналогичный рейтинг покупателей. Если продавец увидит, что покупатель злоупотребляет своим правом, с ним будут выстраиваться другие отношения", - предложила Татьяна Бакальчук.

Руководитель OZON Сергей Беляков отметил, что маркетплейс может работать со множеством контрагентов одновременно, поэтому его устойчивость позволяет очень многим участникам рынка зарабатывать. "Устойчивость компании, которая позволяет тысячам предпринимателей получать доход, - это, мне кажется, достаточная вещь, которой нужно дорожить. Это тоже кирпичик в стену того, что, говоря о регулировании, надо или не надо, нужно не забывать, что именно нам надо", - считает Сергей Беляков.

Он также отметил, что в других странах специализированные законы по регулированию онлайн-ретейла разрабатывались "достаточно долго, чтобы законодатель или регулятор могли понять особенность работы электронных площадок, которые, на тот момент когда они появлялись, росли, генерировали какие-то возможности, какие-то риски, были чем-то новым, незнакомым законодателю, который отталкивался от опыта регулирования ретейла".

Новости из связанных рубрик