"Магнит" приобретет 100% маркетплейса "КазаньЭкспресс" у "AliExpress Россия", предпринимателя Сергея Еремеева и основателей KazanExpress Линара Хуснуллина и Кевина Ханда. Закрытие сделки зависит от согласования с Федеральной антимонопольной службой. Сделка будет профинансирована за счет собственных средств.
© ComNews
20.10.2023

ПАО "Магнит" завершает сделку по покупке ООО "КазаньЭкспресс". В нее войдет вся инфраструктура маркетплейса: технологическая платформа, пункты выдачи заказов (ПВЗ), склады, автопарк, а также интеллектуальная собственность. Кроме того, "Магнит" получит наработанный пул из 12 тыс. российских продавцов маркетплейса. В контуре группы компаний "Магнит" "КазаньЭкспресс" сменит название и будет развиваться под брендом "Магнит Маркет".

Пресс-служба "КазаньЭкспресс" на вопрос корреспондента ComNews о сумме сделки ответила, что эта информация не раскрывается.

Сеть "Магнит" насчитывает более 28 тыс. магазинов, расположенных в 4183 населенных пунктах РФ и Узбекистане. "Магнит" управляет логистической системой, насчитывающей 45 распределительных центров, автоматизированную систему управления запасами и автопарком, состоящим из более чем 5000 автомобилей. Выручка "Магнита" за первую половину 2023 г. составила 1 229 млрд руб., EBITDA - 82 млрд руб.

Из финансовой отчетности "КазаньЭкспресс" следует, что в 2021 г. выручка компании составила 726 млн руб., а в 2022 г. - 2,8 млрд руб. По данным Forbes, "КазаньЭкспресс" оценивается в $180 млн.

По оценке ООО "Инфолайн" (информационно-консалтинговое агентство INFOline), по итогам 2022 г. "КазаньЭкспресс" находился на пятом месте среди маркетплейсов по количеству заказов, аудитория сервиса превышала 5 млн человек в месяц. Сеть пунктов выдачи заказов "КазаньЭкспресс" насчитывает более 500 точек в 120 городах.

Директор по электронной коммерции розничной сети "Магнит" Гюванч Донмез отметил, что наличие инфраструктуры - десятков распределительных центров, автопарка из тысяч грузовиков и сети из 28 тыс. магазинов, на базе которых будут организованы пункты выдачи, позволит компании быстро нарастить присутствие в сегменте рынка и войти в лидеры электронной коммерции в России.

Сергей Гречин генеральный директор ООО "Алибаба.ком (РУ)" ("AliExpress Россия"), сообщил, что после продажи (в 2021 г. "AliExpress Россия" инвестировала в "КазаньЭкспресс", получив в нем 50,1%, а по данным на 3 февраля 2023-го - 56,27%) "AliExpress Россия", будучи крупнейшим маркетплейсом для покупок товаров из других стран, сосредоточится на развитии кроссбордерного бизнеса и будет развивать другие направления.

Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы сообщила корреспонденту ComNews, что в ведомство ходатайство о согласовании сделки пока не поступало. Пресс-служба "КазаньЭкспресс" ответила, что документы по этой части находятся в работе.

Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс", считает, что такая сделка для "Магнита" - это альтернатива созданию маркетплейса с нуля, позволяющая сэкономить время, средства на развитие и поддержание, наем персонала.

"Сумма сделки может быть высокой. В том числе и $180 млн, как считал Forbes. Выручка проекта ничего не говорит о GMV товаров, которые через него проходили, если выручка формируется за счет комиссии с продавцов, плюс неизвестны темпы роста в 2023 г. Можно предположить, что "КазаньЭкспресс" в 2023 г. по выручке приблизился к 5-10 млрд руб. и достиг GMV 100-200 млрд руб. (Gross Merchandise Value, или валовая стоимость товара - прим. ComNews). Тогда продажа за 1GMV вполне рыночная", - отметил Артем Тузов.

Он добавил, что "КазаньЭкспресс" уже занимал в РФ пятое место среди всех маркетплейсов, поэтому, используя складские и логистические возможности "Магнита", а также товарное разнообразие, доступное в "Магните", "КазаньЭкспресс" может успешно бороться за третье место. Однако, по мнению Артема Тузова, сдвинуть Wildberries и Ozon с первых мест не получится: слишком большое отставание.

"Приобретение "Магнитом" маркетплейса "КазаньЭкспресс" - пример развития крупнейших игроков отечественного ретейла не только за счет открытия новых магазинов, но также приобретения устоявшихся региональных сетей, включая сервисы, дополняющие бизнес традиционной розницы. Покупка маркетплейса поможет "Магниту" ускорить развитие онлайн-канала продаж", - добавила Анна Буйлакова, аналитик ФГ "Финам".

Новости из связанных рубрик