24.12.2012

IPO Facebook бурно обсуждалось, с огромным нетерпением ожидалось, и именно это и привело к провалу. 18 мая 2012 года компания Facebook разместила более 421 млн акций по $38 за штуку, а ее капитализация была оценена в рекордные $104 млрд. Привлеченная сумма составила $18,4 млрд (с учетом опциона для банков-андеррайтеров, если он будет реализован). Сама компания и ее акционеры привлекли $16 млрд.

Однако на закрытии второго дня торгов стоимость акций Facebook составила около $34, а к августу — $19, это половина цены размещения. Скептики заговорили о грандиозном интернет-пузыре. Последовали разбирательства, которые привели к тому, что в октябре регулятор по ценным бумагам штата Массачусетс оштрафовал одного из андеррайтеров размещения акций Facebook — банк Citigroup — на $2 млн за утечку информации перед началом торгов акциями компании. В декабре банк Morgan Stanley был оштрафован на $5 млн за то, что один из его ведущих сотрудников пытался "оказать ненадлежащее влияние" на независимых аналитиков за несколько дней до размещения акций Facebook. В судах США рассматривается свыше 40 исков, связанных с IPO Facebook.

Аналитики сходятся на том, что акции упали потому, что изначально были переоценены. При проведении IPO в прессе появлялась информация об инсайдерских покупках акций в компании по все более высокой цене. Медийное пространство переполняли слухи. Справедливую стоимость акций Facebook трудно было установить из-за активного пиара компании.

Во втором полугодии компания Facebook попыталась поправить положение: соцсеть улучшила работу мобильных приложений, интегрировала свои сервисы с платформой Apple iOS 6, завершила покупку фотоприложения Instagram. Все эти действия привели к тому, что акции выросли в цене, и в середине декабря их стоимость составляла $26.

В сентябре 2012 года в первом после IPO интервью порталу TechCrunch основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что многие недооценивают его компанию. Цукерберг убежден, что будущее за мобильными технологиями: уже сейчас более половины из миллиарда пользователей Facebook заходят в соцсеть с мобильных устройств. В долгосрочной перспективе, по его словам, на пользователях мобильных устройств можно будет зарабатывать больше денег, чем на пользователях компьютеров.