© ComNews
19.05.2015

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие прогнозы развития сегментов рынка интернет-торговли в Российской Федерации в 2015–2018 гг.

В 2014 г. крупнейшим сегментом интернет-торговли стал "Бытовая техника и электроника": его объем в денежном выражении составил 159,6 млрд рублей, или 23,4 % от всего рынка. Также заметными сегментами являются "Гипермаркеты" и "Одежда и обувь" – в 2014 г. они оцениваются в 111 млрд рублей и 94,3 млрд рублей соответственно.

Общий объем рынка интернет-торговли по итогам 2014 г. превысил 683 млрд рублей и на протяжении 2010–2014 гг. рос в среднем на 40,2 % в год. Ожидается, что средний рост (CAGR) в 2014–2018 гг. составит 8,9 %. В совокупности на рынке присутствует более 40 тыс. интернет-магазинов.

По прогнозу экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015–2018 гг. "Бытовая техника и электроника" будет расти медленнее рынка интернет-торговли. Основной причиной этому служит высокая зависимость от импорта товаров и ожидаемое увеличение объема продаж на вторичном рынке. В то же время ожидается небольшое сокращение доли данного сегмента.

В последнее время у многих интернет-магазинов наблюдается расширение товарного ассортимента до уровня гипермаркетов. Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют сохранение данной тенденции и постепенное увеличение доли гипермаркетов в общей структуре рынка.

Среди трендов сегмента одежды и обуви выделяется как общее увеличение количества игроков, так и появление узконаправленных интернет-магазинов. По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, темпы роста сегмента в 2015–2018 гг. будут соответствовать рыночным, и доля в общей структуре сохранится на текущем уровне. По имеющимся данным, категория "Детские товары" в 2012–2013 гг. являлась одной из самых быстрорастущих. Ожидается сохранение данной тенденции и увеличение доли "Детских товаров" в общей структуре рынка до 2018 г.

Эксперты J’son & Partners Consulting считают, что категории "Автозапчасти" и "DIY" будут расти быстрее рынка интернет-торговли, так как наблюдается увеличение интернет-проникновения и сокращение розничного присутствия игроков. Также ожидается увеличение доли данных сегментов в общей структуре рынка.

В 2015–2018 гг. прогнозируется увеличение сегмента "Прочие сегменты", так как наблюдается восходящий тренд проникновения интернет-торговли и дальнейший "выход в онлайн" представителей традиционного розничного бизнеса. Прогноз изменения темпов роста основных сегментов рынка представлен в таблице ниже.

Среди наиболее транспарентных игроков отрасли выделяется "Юлмарт": по объему онлайн-выручки компания сохраняла лидерство в 2014 г. Наибольший относительный рост онлайн-выручки наблюдался у "М.Видео" – в 2014 г. интернет-продажи ретейлера выросли на 120 %.

Самыми посещаемыми сегментами интернет-торговли в 2014 г. являются "Гипермаркеты", "Одежда и обувь", "Купонные сервисы", а также "Бытовая техника и электроника". Согласно имеющейся статистике, наибольшее количество запросов в 2014 г. приходилось на "Купонные сервисы", "Мебель", "Книги и мультимедиа".

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, рынок интернет-торговли России по итогам 2013 г. составил 683 млрд рублей. Средний рост рынка (CAGR) в 2010–2014 гг. был равен 40,2 %. В 2014–2018 гг. CAGR ожидается на уровне 8,9 % в год.

Эксперты J’son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 г. на 5 % в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление к 2016 г. и рост рынка более чем на 20 % к 2017 г.

В 2014 г. наибольшая доля рынка наблюдается у "Бытовой техники и электроники". Также заметные доли рынка принадлежат категориям "Гипермаркеты", "Одежда и обувь", "Детские товары", "DIY" и "Автозапчасти".

По оценке экспертов J’son & Partners Consulting, основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные. В первой половине 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел резкий поворот в потребительских предпочтениях, который увеличил долю электронных платежей в два раза. Наблюдается дальнейшая тенденция снижения доли наличных в общей структуре способов оплаты на рынке интернет-торговли Российской Федерации.

Среди основных трендов и тенденций рынка интернет-торговли Российской Федерации эксперты J’son & Partners Consulting выделяют развитие мультиканальной стратегии сбыта: крупнейшие игроки развивают розничные сети вместе с развитием интернет-торговли.

Выделяется консолидация отдельных сегментов: происходят слияния и поглощения крупных игроков – в 2014 году произошло объединение "Сотмаркет", "Ютинет" и гипермаркета "E96". Также наблюдается развитие мобильных приложений на рынке интернет-торговли; наблюдается рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.

В 2014 году повышается привлекательность бизнес-модели "маркетплейс" – "Яндекс.Маркет" и Sapato.ru в прошлом году стали агрегаторами интернет-магазинов. В отдельных сегментах интернет-торговли присутствует гиперконкуренция: огромное количество игроков наблюдается в сегментах "Бытовая техника и электроника", "Одежда и обувь", "Доставка блюд", что обусловлено низкими входными барьерами и высокой популярностью сегментов у потребителей. В товарной структуре сегмента "Книги и мультимедиа" постепенно возрастает доля электронных книг. Отдельные сегменты, такие как "Программное обеспечение" и "Медицина", зависят от внешних факторов: в первом случае высока доля нелегального контента, во втором – зависимость от государственного регулирования отрасли.

По оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, в 2015 г. объем рынка в денежном выражении сократится на 5 %; тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов сохранится. Прогнозируется замедление развития розничного присутствия участников рынка интернет-торговли из-за нестабильной экономической обстановки. Также возможно снижение доли трансграничной торговли из-за ослабления рубля по отношению к конвертируемым валютам. По мнению многих участников рынка интернет-торговли, в 2015 г. сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, представляющих смешанный ассортимент товаров. Прогнозируется дальнейшее развитие мобильных приложений игроками рынка интернет-торговли. По различным оценкам ожидается стагнация и сокращение количества игроков купонных сервисов. Эксперты J’son & Partners Consulting считают, что в товарной структуре категории "Книги и мультимедиа" сохранится рост доли нефизических товаров. В 2015 г. ожидается превалирование материальных товаров таких категорий, как "Автозапчасти", "DIY" и "Бытовая техника и электроника" в регионах из-за слабой развитости розничных сетей и роста интернет-проникновения.