Валерий Федоров, исполнительный директор российской транспортной компании "Аэроэкспресс"
© ComNews
04.09.2017

Цифровая трансформация становится неотъемлемым этапом развития бизнеса в России, как и во всем мире. Транспортные компании не исключение. Исполнительный директор российской транспортной компании  "Аэроэкспресс" Валерий Федоров рассказал корреспонденту "ComNews Цифровая экономика" о том, как идет цифровая трансформация бизнеса компании и какие ИТ-решения помогают компании "Аэроэкспресс" работать эффективно.

- Расскажите, актуальна ли, на Ваш взгляд, цифровая трансформация для сферы транспорта?

- Очень важно понимать, что "цифровая трансформация" – это принципиальное, осознанное, а главное, оцененное в деньгах решение об изменении бизнес-моделей и бизнес-процессов с использованием передовых технологий – облаков, мобильности, аналитики, социального взаимодействия и Интернет-технологий.

Цифровая трансформация в сфере транспорта, как и в любой другой современной отрасли, более чем актуальна. Она позволяет решить ключевые задачи, стоящие перед руководителем компании: оптимизацию производства, увеличение выручки, минимизацию производственных и финансовых рисков, получение прибыли от применения тех или иных IT новинок.

- Если говорить о цифровой трансформации компании "Аэроэкспресс", то какие цели ставит перед собой компания?

- Мы выделили четыре основных цели цифровой трансформации: это сокращение затрат; повышение эффективности существующих процессов; модернизация бизнес-модели с учетом текущей конъюнктуры рынка; повышение лояльности клиентов.

- На чем "Аэроэкспресс" делает акцент, реализуя цифровую трансформацию

- В современных условиях цифровая трансформация невозможна без вовлечения IT-специалистов, руководителей IT-направлений и CIO лично. Необходимо понимание CIO всех операционных процессов в привязке к бизнесу компании.

С учетом всех этих факторов на текущий момент мы делаем акцент на облачных сервисах, как публичных, так и частных. Мы видим этот путь, как один из шагов к цифровой революции. В данный момент успешно завершается один из ключевых проектов компании – внедрение ERP системы на базе продуктов SAP. Это огромный шаг вперед на пути оптимизации бизнеса. В результате его реализации мы получаем огромный массив данных для анализа и построения прогнозов.

В дополнение к этому в компании полностью автоматизирован электронный документооборот, установлена система электронной цифровой подписи на базе продукта российской компании Naumen, разработана собственная система продаж билетов - Автоматизированная система продаж перевозок пригородного железнодорожного сообщения (АСППС), являющаяся интеллектуальной собственностью.

Отдельно хочу отметить, что мы не рассматриваем IT-системы компании, как отдельно взятые единицы. Их глубокая интеграция является для нас безусловной – то есть существует IT-ландшафт, который обеспечивает взаимосвязь всех бизнес-процессов компании.

- С помощью каких ИТ-инструментов, на ваш взгляд, можно обеспечить качественное повышение эффективности и цифровизацию сферы транспорта?

- Мне хотелось бы ответить на этот вопрос с позиций бизнеса. Если абстрагироваться от сектора экономики и конкретной деятельности компании, любой бизнес должен зарабатывать деньги, а учитывая высокую конкуренцию во всех сферах, зарабатывать можно только оказывая качественные услуги. Например, первый вопрос, который задает себе каждая компания: "Кто наш клиент?" CRM-система позволяет нам узнать многое о клиенте, она является для нас диалоговым окном с нашим пассажиром.

Но если посмотреть в будущее, становится очевидно, что рынок диктует свои условия, и нам уже сегодня интересны технологии BigData. Анализируя по-настоящему огромные массивы данных, мы можем узнать о клиенте все необходимое. Они дают возможность таргетировать предложения для каждого пассажира, разрабатывать и предлагать новые услуги, которые желают видеть наши клиенты. В частности, использование BigData и глубокого анализа, позволят нам запускать новые продукты, не прибегая к пилотным проектам. Информации для принятия управленческих решений будет и так достаточно. Как следствие, мы хотим достичь сокращения затрат и быстрее запустить качественные и конкурентоспособные сервисы.

Говоря о BigData, мы имеем в виду работу с социально-экономическими гигантскими объёмами данных, доступных для анализа. Только представьте, насколько нам интересны данные платежных систем, такие как средний чек клиента или информация от сотовых операторов, включая данные геопозиционирования. Анализируя эти активы, мы сможем по-новому заявить о себе и с высокой степенью сегментации предлагать новые услуги существующим и потенциальным клиентам, с большой вероятностью угадывая их реальные потребности.

- Какие "горячие" технологические тренды вы уже используете в своем бизнесе? Какую ценность от них ожидаете?

- Сейчас мы используем облака и искусственный интеллект (для чат-бота). Вообще в компании высоко ценят "горячие" технологии, но мы стараемся не просто быть в тренде, а оценивать выгоду от инноваций. Как показывает практика, окупаемость (ROI) "горячих" технологий составляет порядка 3 лет, а стоимость владения (TCO) – достаточно высокая. Это значит, что отдачу мы увидим на четвертый-пятый год, но в этот момент времени стоимость данных технологий значительно сократится.

- Может быть, стоит форсировать их внедрение, когда снизится стоимость и появится опыт использования на рынке?

- Считаю, что создавать IT ради IT или просто следовать тренду – утопичная стратегия. За словом тренд обязаны стоять качественные услуги и последующая их монетизация. То есть "Аэроэкспресс" выбирает те "горячие" технологии, которые оказываются выгодны уже сегодня.