Что двигает и что тормозит рынок VR
Решения на базе технологий виртуальной реальности становятся все более доступными для российского рынка. Компании, занимающиеся технологиями виртуальной реальности, накопили существенный опыт, а компании-потребители начали понимать эффективность использования. Технический директор российской компании-разработчика программного ПО для виртуального прототипирования VR Concept Денис Захаркин рассказал корреспонденту "Цифровой экономики" о том, в каких отраслях и каких проектах чаще применяются VR-технологии и что тормозит развитие этого рынка.
- Расскажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, насколько активно российский рынок, в частности отрасли промышленности, интересуется технологиями виртуальной реальности и с чем связан такой интерес?
- Интерес, безусловно, есть, и связан он с уже существующими решениями и их апробацией в первую очередь в образовании и развлечениях. Конечно, можно отметить еще и маркетинг, посредством которого демонстрируются новые технологии и продукты, так как VR позволяет поднять презентацию товара на более высокий уровень. Интерес также поддерживается появлением на рынке новых VR-технологий, которые представляются перспективными и доступными для массового использования и которые способны решать большое количество задач в абсолютно разных направлениях.
- Насколько российские компании осведомлены о преимуществах использования VR-технологий?
- В целом, уровень осведомленности низок. Рынок VR в России не сформирован. В мировом рынке также нет четких границ. Еще рано говорить о том, что в стране есть общее понимание того, что представляет собой VR и каковы его сферы применения. Несмотря на то что есть примеры попыток апробации технологии виртуальной реальности и ее использования в бизнес-процессах, российские компании все же находятся на стадии знакомства с ней.
К сожалению, управленцы также не знакомы с тем, как можно использовать VR-решения или даже вовсе не задаются этим вопросом. Для того чтобы преодолеть разрыв между компаниями, которые уже имеют опыт в VR-интеграции, и компаниями, которые в них нуждаются, но не догадываются об этом, мы активно ведем просветительскую деятельность и регулярно участвуем в тематических выставках для демонстрации возможностей VR, участвуем в VR-сообществах.
- Технологии виртуальной реальности, разработанные VR Concept, применяются пока для реализации пока пилотных проектов или уже для реализации коммерческих проектов? То есть насколько технологии VR уже коммерциализированы?
- Решения VR Concept преимущественно применяются в пилотных проектах, которые условно можно разделить на два вида: на уровне апробации и на уровне презентации возможностей. Обычно заказчик приобретает продукт, чтобы ознакомить с ним своих сотрудников и менеджеров для уже последующей интеграции во внутренние бизнес-процессы компании.
В коммерческих целях на данный момент технологии VR использует небольшое количество компаний, связанных с продажей, образованием и выставочной деятельностью.
- С компаниями из каких отраслей сотрудничает VR Concept? Компании из каких отраслей наиболее активно используют технологии виртуальной реальности?
- Мы работаем с компаниями из сфер строительства, образования, с предприятиями, связанными с министерством обороны Российской Федерации, а также с компаниями из области судо- и авиастроения.
- Кстати, о судостроении. В конце прошлого года VR Concept заключила партнерское соглашение с Центром технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) о тестировании программного обеспечения VR Concept. Есть ли уже результаты тестирования? Какое решение принято по их итогам?
- Апробация VR Concept в ЦТСС показала, что наше программное обеспечение применимо для решения задач судостроения и удовлетворяет требованиям отрасли, а также показывает стабильную работу с заявленным функционалом. VR Concept используется параллельно с зарубежными продуктами, и есть высокие шансы на то, что в ближайшее время появится возможность полного перехода на российское решение. Кроме того мы получаем обратную связь и рекомендации по развитию функционала, что помогает нам делать наш продукт лучше и качественнее.
- Знаю, что специалисты VR Concept уже работали с такими компаниями, как "Лукойл" и "Роснефть". В чем заключалось сотрудничество и какие задачи помогли решить для этих компаний VR-технологии?
- Профессиональное использование VR нефтедобывающими компаниями связано с тем, что стоимость ошибки в данной индустрии достаточно высока. Риски так же высоки, как и требования к компетенции персонала. Поэтому внедрение VR-технологий в этих компаниях позволило сократить затраты на обучение персонала работе на перерабатывающем заводе, снизить риски возникновения ошибок, а также проводить более эффектные и наглядные презентации для заказчиков, лиц принимающих решения и партнеров.
- В каких еще отраслях Вы видите перспективы для применения VR-технологий?
- Безусловно, в области компьютерных игр, виртуальном "туризме", в сфере задач, связанных с дизайном. По мере насыщения рынка VR-устройствами возможна и замена видеоконференцсвязи. Самые высокие темпы роста ожидаются в промышленности, в частности в области создания тренажеров-симуляторов для обучения персонала действиям в местах, опасных для здоровья. Также необходимо упомянуть и удаленное управление роботизированными устройствами.