Максим Березин: "Многие логистические компании обращаются к облаку, чтобы в том числе решить вопрос с надежным хранением и защитой корпоративной информации"
Максим Березин,
директор по развитию "КРОК Облачные сервисы"
© ComNews
19.08.2019

По данным исследований НИУ Высшая школа экономики, самая массовая профессия в России - работа водителя. Это неудивительно. Любой товар или продукт нужно не только произвести или вырастить, но и доставить до покупателя в нужный срок по логистической цепочке.

В классических экономических схемах расходы на производство составляют примерно 5%, в то время как остальные 95% уходят на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции. При этом затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30 до 50% от суммы общих расходов на логистику. Снижение затрат на транспортную логистику помогает уменьшить общую себестоимость продукта. Это в результате повышает конкурентоспособность производителя, увеличивает его долю на рынке. В таком же выигрыше и подрядчик, специализирующийся на предоставлении транспортных услуг. Уменьшение расходов выгодно всем. Здесь на помощь приходят информационные технологии, а конкретно — облачные сервисы.   

Облачные сценарии для логистов

Если говорить про ИТ-системы, логистические компании используют ряд специфичных для бизнеса приложений. Это может быть, нарпимер Yard Management System (YMS), которая отвечает за управление складской территорией и размещение на ней транспортных средств. Transportation Management System (TMS) - система для управления перемещением груза из пункта отгрузки до пункта выгрузки. Или Warehouse Management System (WMS), регулирующая нахождение и движение товарных и материальных ценностей непосредственно на складе. Такие приложения критичны для бизнеса системы, и от их качественной работы зависит эффективность деятельности транспортной компании. Поэтому компании предпочитают развивать подобные системы и управлять ими преимущественно самостоятельно.

А вот с фундаментом для ИТ-систем – инфраструктурой – не все так однозначно. Серверная, телекоммуникационная и инженерная инфраструктура для дата-центра – это непрофильная статья затрат для логистов. К тому же достаточно весомая в общем объеме издержек. По этой причине многие транспортные компании и складские комплексы все чаще предпочитают брать в аренду вычислительные мощности. Благодаря аутсорсингу они могут расходовать средства максимально эффективно. Достаточно заключить договор с одним или несколькими поставщиками облачных услуг, и регулярно вносить абонентскую плату. После этого можно управлять в дистанционном режиме бизнес-приложениями и логистической цепочкой в целом в рамках единой облачной платформы. Иными словами, облако позволяет логистам переложить всю технологическую рутину на плечи поставщика сервиса, а самим заняться стратегическими вопросами, такими как расширение клиентской базы, разработка и вывод на рынок новых услуг и т.д.

Логистическая цепочка включает в себя сразу нескольких участников: отправитель, перевозчик, а также заказчик. В большинстве случаев это либо разные компании, либо разные юридические лица в рамках одного холдинга. У каждого свои бизнес-процессы, свой электронный документооборот. Что касается груза, то здесь также необходимо учитывать целый ряд параметров: вес, объем, тип упаковки, средство перевозки, сроки и условия доставки, фактор порчи, наличие страховки, время разгрузки и погрузки, а также многое другое. Переход в облако и использование единой среды для коммуникации дает возможность всем участникам унифицировать процессы и вывести их на качественно новый уровень.

Для иностранных компаний важно обеспечить непрерывность деятельности, соблюсти единые стандарты в области ИТ. Облако и тут приходит на помощь. Так было, например, с поставщиком услуг в области логистики и управления цепочками поставок SK Operations, который консолидировал все данные в рамках единой облачной платформы и обезопасил себя от претензий со стороны регуляторов (ранее компания использовала различные хостинг-площадки, в том числе иностранные, и это могло вызвать вопросы у соответствующих органов).

Облако востребовано также в тех случаях, когда компании развивают собственные бизнес-приложения для управления логистической деятельностью. Так, один оператор, организующий перевозки и оказывающий услуги ответственного хранения, разместил в облаке "КРОК" WMS-систему своей разработки. Помимо классических преимуществ облака (снижение капитальных затрат на ИТ, быстрый старт нового бизнеса, отсутствие первоначальных крупных инвестиций), заказчик получил доступ к тестовым средам в облаке. Благодаря этому изменения в программный код заказчик вносил максимально быстро, а все доработки системы не отражались на ее производительности всей системы.

О безопасности замолвим слово

Многие логистические компании обращаются к облаку, чтобы в том числе решить вопрос с надежным хранением и защитой корпоративной информации. Тем самым они снимают с себя вопрос поддержки соответствующей ИТ-среды и уменьшают риски. В результате получают доступ к инфраструктуре, спроектированной и построенной по мировым стандартам, с задублированными площадками. Использование второго, а иногда и третьего дата-центра – это гарантия того, что выход из строя единичного оборудования не скажется на работе размещенных в облаке сервисов.

В инфраструктуре крупных облачных провайдеров используются средства защиты информации по всему периметру, включая защиту каналов связи и системы предотвращения DDoS-атак. Ежегодно (а иногда и несколько раз в год) поставщики облачных услуг проводят проверки облачных платформ на уязвимости при участии независимых аудиторов. А для наиболее требовательных к безопасности данных клиентов, работающих с персональными данными, строят выделенные сегменты в соответствии с требованиями регуляторов.

Чтобы обезопасить корпоративные данные от потери строятся катастрофоустойчивые архитектуры на базе ЦОД или облака. Например, на базе облачных мощностей можно создать копию инфраструктуры заказчика. На нее произойдет переключение в случае форс-мажоров на локальной площадке заказчика. Такая страховка от сбоев привлекательна тем, что позволяет оплачивать услуги только в момент использования внешних ресурсов. Пока "резерв" стоит "холодным", платить за него не надо. Одновременно с этим компании часто используют облачный бэкап для наиболее важных данных. По нашим оценкам, он идет в составе практически 80% проектов "КРОК Облачные сервисы".

Дешевле и быстрее

Провайдеры и разработчики ПО также учитывают растущую потребность логистических компаний в аутсорсинге. Они предлагают целый пул систем в SaaS-режиме, акцентируя, что с их помощью можно снизить затраты на лицензии. Так, для сокращения времени доставки используются автоматизированные системы, прокладывающие оптимальные маршруты. Для минимизации человеческого фактора и повышения эффективности можно и нужно использовать решения для управления поставками. Требуется информация о том, где находятся груз и транспорт в настоящее время? На этот вопрос ответят системы, отвечающие за автомониторинг и контроль сохранности перевозимой продукции (температурный режим, условия перевозки). Они способны контролировать сроки доставки в режиме реального времени (в зависимости от дорожной ситуации и других факторов). SaaS-решения для логистики предлагает и "КРОК Облачные сервисы". В портфеле компании есть система управления перевозками и цепочками продаж.

Для крупных игроков логистического рынка автоматизация уже давно является ключевым элементом управления бизнесом. Так, компания "Деловые линии" благодаря внедрению современной платформы управления транспортными и складскими процессами смогла на 10% уменьшить транспортные расходы, на 15% оптимизировать количество транспорта и сократить складские операционные затраты. Также следует отметить увеличение пропускной способности складов на 25% и снижение времени обработки груза на 35%.

Сначала – аудит и оптимизация, миграция – потом

Важный момент: при миграции в облако прикладных систем важно провести анализ архитектуры приложений, чтобы удостовериться, что они будут работать в облаке эффективно. Сейчас многие разработчики предлагают системы с cloud native архитектурой, но по-прежнему многие логистические компании эксплуатируют традиционные системы, которые переносить as is в облако нельзя. Это может отразиться на производительности сервиса и повлечь множество ошибок. Для "КРОК Облачные сервисы" аудиты стали практически обязательным элементом работы, так как результативность проекта напрямую зависит от своевременного анализа и дальнейшей оптимизации системы. Во время ее эксплуатации в облаке мы также готовы подключиться к доработке. Например, часто требуется тюнинг самих процессов и систем, их масштабирование или тиражирование. Это может быть создание дубликатов WMS для вновь открываемых складов и филиалов или разделение единой системы, или переход на более производительную СУБД без остановки рабочих систем, или практически бесшовная миграция на систему другого вендора.

Кстати, для быстрого наращивания функциональности логистических систем можно воспользоваться микросервисной платформой. С ее помощью создают отдельно стоящую систему автоматизации требований, но при этом не связанную с основной логистической системой (ERP, WMS или TMS). При этом интеграция требует минимального изменения кода основных систем, ее можно провести достаточно быстро. В результате удастся добавлять уже описанные функциональные блоки. Либо же вынести несвойственную функциональность вовне и и дорабатывать ее там, при необходимости возвращая обратно к основному модулю системы. Хороший пример – внедрение CRM или SRM систем, работающих совместно с имеющимися логистическими системами. Внедрение отдельно модулей CRM или SRM тоже возможно, но применение микросервисного подхода позволяет получить дополнительный бизнес-эффект. Например, в виде возможности практически неограниченного расширения функциональности при централизованном управлении. В дальнейшем это позволит сократить затраты на инфраструктурное обеспечение и интеграцию целевой системы.