Мнение / декабрь 2019
Как облако помогает стать офису современным

Максим Захаренко
генеральный директор компании "Облакотека"
© ComNews
02.12.2019

Появление информационных технологий кардинально изменило облик офиса и работу в нем. И процесс преобразований не только не останавливается, а наоборот, ускоряется. Согласно аналитикам IDC, 25% процессов разработки и эксплуатации технологий будут автоматизированы, что приведет к увеличению производительности на целых 15%. Собственно, это и есть основная цель проводимых изменений. А чтобы повышать эффективность деятельности, бренды вынуждены сокращать расходы на организацию работы, для чего бесшовная облачная среда попросту жизненно необходима. Неудивительно, что к 2021 году целых 60% компаний из списка TOP-2000 планируют внедрить гибкую, интеллектуальную, виртуально-физическую среду для совместной работы ради улучшения опыта и продуктивности сотрудников, а 10% заключат DWaaS-соглашения (digital workspace-as-a-service), что позволит их ИТ-специалистам сосредоточиться на стратегических проектах.

Сегодня в число лидирующих отраслей по потреблению облачных услуг в России входят финансовый сектор, а также розничная и оптовая торговля. Гиганты из ритейла, FMCG и банковской сферы, а также большая часть венчурного бизнеса и стартапов признают, что облака помогают повысить эффективность планирования, оптимизировать затраты, справляться с возрастающим потоком клиентов, сокращать срок вывода на рынок новых продуктов и открывать новые возможности для развития.

По этому пути пошел и создающий сувенирную продукцию бренд "Лига Сильных", поставив себе в качестве цели современный офис с максимальным использованием системы оплаты OPEX и минимальным использованием системы оплаты CAPEX. На тот момент компания страдала от "традиционного" набора проблем, сопровождающих работу немодернизированных предприятий: низкая производительность баз данных, путаница с учетными записями пользователей, отсутствие резервного копирования данных (как следствие, подверженность риску потери критически важных данных), неготовность ИТ-инфраструктуры к масштабным проектам, вызовы безопасности (в том числе и умышленное повреждение данных сотрудниками), сложности, связанные с удаленной работой пользователей и так далее.

"Переезд" в облако, даже частичный, — серьезный шаг вперед для любого предприятия, настроенного на оптимизацию затрат и поиск новых возможностей для роста. Но нужно понимать, что внедрение новых инструментов может повлиять на уже сложившиеся бизнес-процессы и работу собственных ИТ-специалистов компании. Вот почему для бизнеса, решившегося на облачную миграцию, важно уделить особенное внимание трем этапам: определить, какие именно данные и рабочие инструменты нужно перенести в облако, найти зарекомендовавших себя вендоров и опытных интеграторов, которые сведут к минимуму головную боль и затраты на "переезд", а также выявить новые навыки, необходимые команде для работы в облаке (или, как вариант, выбрать аутстаффинг). Дальнейшие действия зависят от специфики предприятий (например, государственный регулятор вряд ли выберет публичное облако, а малому бизнесу практически нет смысла строить частное), но основных путей развития событий на сегодняшний день насчитывается три. Давайте рассмотрим каждый поподробнее?

Первый способ заключается в приобретении компанией сервера в качестве файлового сервера и размещение на нём баз 1С:Предприятие. В качестве удалённого подключения можно использовать TeamViewer, а для офисного программного обеспечения выбрать, например, коробочные версии продуктов Microsoft Office. У такого пути, бесспорно, есть плюсы вроде нахождения всей ИТ-инфраструктуры буквально "под рукой", а также стабильной работы вне зависимости от доступа в Интернет. Однако минусы явно перевешивают: тут не обойтись без приобретения дорогостоящих лицензий, да и о централизованной защите сети предприятия и рабочих мест пользователей речи не идет. При выходе из строя сервера и вовсе произойдет остановка работы. К тому же в каждом розничном магазине потребуется развертывание отдельной базы 1С. При таком раскладе у компании нет возможности гибко масштабировать системы: если взять пример "Лиги Сильных", то под чемпионат мира по футболу происходит увеличение штата сотрудников и открытие дополнительных розничных магазинов, соответственно, после окончания мундиаля численность штата должна вернуться к начальному значению без дополнительных затрат, а при пользовании собственной ИТ-инфраструктурой это не представляется возможным.

Второй метод подразумевает приобретение сервера в качестве гипервизора и размещение на нём серверов приложений 1С: Предприятие и SQL. Для удалённого подключения, опять же, можно использовать TeamViewer, а в роли офисного программного обеспечения — Microsoft Office. Тут минусы очевидны: трата ресурсов на лицензии, невозможность масштабируемости, отсутствие как отказоустойчивости и централизованной системы защиты, так и резервного сохранения критичной информации… На этом не все, но список практически дублирует недостатки первого подхода. Плюсов же немногим больше: действительно, все "железо" и контроллер домена для управления учетными данными пользователей легко контролируются при нахождении в здании, да и привязки к работе Интернет-соединения нет, однако при удаленном подключении почти все преимущества сходят на нет.

Третий вариант — полностью облачное решение, иначе говоря, приобретение VDI как услуги. На практике это выглядит так: на удаленных рабочих столах в аренде находятся рабочие места для сотрудников с набором офисных программ и баз данных. При таком подходе минусы сводятся к невозможности подключения терминалов сбора данных, полной зависимости от подключения к Интернету, работе без локальной резервной копии баз данных, отсутствию поддержки пользователей "на месте" или же защиты сети и рабочих мест предприятия. Преимущество, безусловно, в низкой стоимости решения, отсутствии зависимости от производительности рабочих мест пользователей (тут они выступают в качестве терминалов) и отличной масштабируемости. Ну и, конечно, в данном случае не потребуется размещение дополнительного оборудования на территории организации.

Конечно, в идеале компания должна сосредоточиться на том, что умеет делать лучше всего — создавать продукты и услуги для клиентов, а не тратить силы собственных специалистов на администрирование серверов, поэтому специалисты компании "ИНКО", изучив положение "Лиги Сильных", предложили компании комплексное решение на основе инфраструктуры "Облакотеки". Это решение включало в себя: размещение у вендора контроллера домена, сервера приложений ":Предприятие", сервера управления базами данных и сервиса терминального доступа; приобретение подписки Microsoft Office 365 бизнес премиум; установка брандмауэра Fortinet FG-60E в офисе и FortiClient EMS на рабочие места пользователей.

С таким набором при низких капитальных затратах (требовалось только приобретение брандмауэра) компания получает возможность гибкого масштабирования, то есть быстрого изменения объема приобретаемых ресурсов и безопасного удаленного доступа к сети предприятия. При этом сохраняется зависимость работы 1С:Предприятие от сети Интернет, однако брандмауэр Fortinet FG-60E, установленный на границе между сетью предприятия и Интернетом, обеспечивает проверку сетевого трафика на угрозы, а также фильтрацию Web-адресов. А на рабочих местах пользователей антивирусную защиту обеспечивает FortiClient, собирающий и анализирующий данные с систем безопасности. Да и в целом облака в силу своей архитектуры более устойчивы ко многим киберугрозам, в том числе и DDоS-атакам: по прогнозам Gather, в 2020 году публичные IaaS-облака во всем мире будут на 60% реже становиться жертвами атаки, чем традиционные дата-центры. На случай возникновения непредвиденных проблем с инфраструктурой вендора создается локальная резервная копия баз данных, а низкая производительность исключена благодаря работе через терминал или тонкий клиент 1С.

Сам процесс миграции состоял из 5 основных этапов: переноса базы данных в "Облакотеку", настройки VPN подключения между сетью организации и вендора, установкой на ПК пользователей FortiClient, непосредственного внедрения Microsoft Office 365, введения ПК пользователей в домен. Рабочее пространство нового поколения должно выступать расширенной, но при этом единой экосистемой, цель которой — создать условия для совместной деятельности работников благодаря сочетанию разнообразных функций. Поэтому подход, выбранный специалистами "ИНКО" для "Лиги Сильных", был нацелен на возможность командной работы, взаимодействие с продуктами Microsoft Teams и SharePoint, постановку и управление задачами с Microsoft Planner с одновременным использованием простого CRM-решения Outlook Customer Manager. К тому же дополнительную мотивацию сотрудникам придала возможность установить Microsoft Office на личные компьютеры и пользоваться им на время работы в организации. Были учтены и периоды резкого сокращения штата сотрудников в связи с окончанием сезона — с помощью контроллера домена, управляющего учетными записями пользователей, их доступ к ресурсам предприятия быстро закрывается, чтобы предотвратить утечку или повреждение корпоративных данных.

В итоге вставшие на путь облачной миграции компании получают целый ряд преимуществ вроде повышения эффективности, отсутствия капитальных затрат на закупку оборудования и необходимости учета амортизации, избавления от согласований на закупку собственного оборудования и отсутствия трудозатрат на его развертывание и настройку, а также моментального доступа к любым объемам для хранения… В целом, по данным исследования компаний Huawei и Oxford Economics, возврат инвестиций, вложенных в цифровые инструменты, в 6,7 раза выше, чем в "нецифровые".

Постепенно бизнес приходит к тому, что цифровая трансформация — не одноразовое действие. Если компания заинтересована в постоянном росте, преобразование внутренних сервисов и процессов должно стать "образом жизни", а не обещанием начать с понедельника, ведь требования к современной компании постоянно ужесточаются. И в этом отношении именно облако может стать базой для преобразований в отдельных компаниях и целых отраслях: агрегация и умный анализ данных создают новую ценность практически в любой сфере, от ритейла до банкинга, особенно с учетом того, что услуги облачных сервисов в силу высокой конкуренции становятся все более доступными, в том числе для крупного и среднего бизнеса.