Павел
Шалагинов

руководитель отдела развития ИТ-решений Konica Minolta Business Solutions Russia
© ComNews
09.12.2019

Переход на облачные технологии – закономерное явление: опыт многих компаний показывает, что благодаря их использованию снижаются затраты и нагрузка на ИТ-инфраструктуру. И этот тренд подхватили на рынке печати: теперь вендоры не просто поставляют оборудование, но и предлагают новые услуги, так или иначе связанные с облаками. Руководитель отдела развития ИТ-решений Konica Minolta Business Solutions Russia Павел Шалагинов рассказывает, как игроки рынка печати переходят на работу по модели XaaS, где сервисом становится что угодно – даже сама печать.

Всё как сервис: в чём суть модели XaaS?

Модель XaaS включает в себя любые услуги, которые могут быть предоставлены через интернет и оплачены по модели гибкого потребления – то есть по факту использования, а не покупки или получения лицензии. Например, компания не разворачивает традиционную ИТ-инфраструктуру на своём железе, а арендует вычислительные мощности у облачного провайдера. Или не устанавливает программу для сотрудников на устройство, а приобретает доступ к облачному приложению через браузер.

Наиболее распространённые облачные модели – инфраструктура как сервис (IaaS), платформа как сервис (PaaS) и софт как сервис (SaaS). В модели IaaS провайдер предоставляет виртуальные сервера и облачные хранилища. В PaaS к этому добавляется управление операционными системами и базами данных. А при использовании SaaS пользователь получает облачное приложение под ключ – провайдеру также передаются вопросы его установки, настройки и резервного копирования данных.

Однако на практике спектр решений, предоставляемых "как сервис", гораздо шире – и даже продвинутые специалисты путаются в "азбуке" облачных моделей. Так могут поставляться базы данных, рабочие столы, коммуникации и даже кибератаки – список можно продолжать очень долго.

Спрос на облачные решения возрастает – и вслед за ним растёт предложение: всё больше компаний начинают предлагать услуги по модели "как сервис" заказчикам. В стороне не остались и печатные вендоры – рассмотрим этот рынок подробнее.

Больше, чем печать: что предлагают вендоры?

Рынок печати переживает непростые времена: информация перемещается в онлайн, бумажные форматы теряют популярность и уходят на второй план. Постепенно снижается объём напечатанных документов: ожидается, что к 2022 будет напечатано 48,1 трлн листов формата А4 – когда как в 2017 году этот показатель составлял 48,8 трлн. При этом объём рынка растёт: по данным IDC, по итогам 2018 года российский рынок устройств печати увеличился на 9% в натуральном выражении и на 6,5% в денежном. Всего за год было поставлено 2,58 млн устройств общей стоимостью $630 млн.

Такие противоречия ещё раз подтверждают: бизнес всё меньше нуждается в традиционной печати. Вендорам приходится меняться: предлагать кастомизированные сервисы для трансформации бизнес-моделей. А ещё обеспечивать снижение стоимости отпечатка, рост прозрачности процессов, усиление информационной безопасности; предлагать новые форматы печати и дополнительные возможности.

Модель работы производителей печатного оборудования исторически сопряжена с сервисом: приобретая печатную технику, заказчик ожидает получить как минимум её установку и обслуживание – а на практике и поддержку всех бизнес-процессов, связанных с печатью. Для этого поставщики могут предлагать работу с программно-аппаратной инфраструктурой, необходимой для развёртывания систем управления печатью: её предоставление, мониторинг, обеспечение необходимого уровня SLA.

Но сейчас сервис на рынке печати переходит на новый этап развития – и отдельной услугой становится сама печать. Многие компании уже работают по модели MPS, то есть предлагают клиентам аутсорсинг печатной инфраструктуры. Это комплексное обслуживание печатающей техники, при котором клиент оплачивает только отдельно напечатанную копию – одну страницу А4, которая является фактическим результатом работы аппарата. Также аутсорсинг печати включает оптимизацию парка устройств, их техническое обслуживание, а также прогнозирование и предотвращение инцидентов.

Аутсорсинг печати постепенно набирает популярность: по прогнозам IDC, объём российского рынка в 2019 году достигнет $188,9 млн. По данным агентства, рост не прекратится до 2021 года – рынок может достичь показателя $199,9 млн при среднегодовом темпе роста 5,8 %.

Переход к аутсорсингу печати становится первым шагом в комплексной реализации модели XaaS. Он способствует переводу на сервисную модель и других бизнес-процессов, благодаря чему достигается оптимизация всей работы с документацией и контентом в офисе и как следствие – синергетический эффект.

Таким образом, начиная с аутсорсинга печати, компании переходят к ИТ-аутсорсингу как более выгодной модели работы. В этой логике могут совмещаться элементы PaaS, SaaS и IaaS, именно поэтому все чаще звучит аббревиатура XaaS.

Защита в облаках: безопасен ли XaaS?

Облачные решения неслучайно стали так распространены: компании получают доступ к всё большему числу функций в режиме полного сервиса – и для этого им не нужно разворачивать собственную инфраструктуру. Впрочем, модель "как сервис" имеет и много других достоинств: даёт возможность оптимизировать затраты и следить за ними; позволяет значительно снижать нагрузку на ИТ-департамент.

Однако не все компании спешат переходить в облака – многие сомневаются в безопасности и стабильности работы модели. Хотя сомнения чаще всего беспочвенны: крупные международные поставщики обеспечивают высокий уровень безопасности XaaS-сервисов, ведь это вопрос не просто репутации, а выживания на высококонкурентном рынке. Именно поэтому производители активно разрабатывают решения для контроля утечек информации – например, системы доступа к МФУ по карточкам, отпечатку пальца или даже по лицам сотрудников; интеллектуальное видеонаблюдение с облачными системами аналитики. А ещё учитывают разнонаправленные тренды и создают решения, которые можно как использовать через облако по подписке, так и разворачивать на своей площадке.

Компании, пользующиеся услугами ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга печати, уже смогли убедиться в том, что вместе с экономией бюджета XaaS приносит и усиление информационной безопасности. Точно так же модель "как сервис" давно существует и за пределами ИТ-рынка. По сути, такси – это автомобиль как сервис, а простая доставка пиццы – еда как сервис. Людям больше не нужно владеть вещами, чтобы ими пользоваться – и это новая реальность постиндустриального общества, которая распространяется на все области жизни. Нам остаётся только предполагать, что ещё превратится в сервис – и когда сфера услуг полностью вступит в свои права.