Мнение / сентябрь 2020
Теплосети в 2020: преимущества цифровизации

Евгений
Гончаров

директор практики цифровых платформ для энергетики и производства "Лиги Цифровой Экономики"
© ComNews
07.09.2020

Протяженность теплосети небольшого города составляет 300–400 км, крупного – 2000–3000 км и более. Это масштабная инфраструктура, и в части деятельности предприятия теплосети есть ряд интересантов, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Стоит выделить шесть групп: коллектив предприятия, потребители, городские власти, различные службы города, финансовые организации, а также поставщики и подрядчики.

Основные группы интересантов

Первая группа – коллектив предприятия, который обеспечивает работу теплосети и предоставление услуг потребителям. Он должен эффективно управлять эксплуатацией теплосети, обеспечивать безопасность и низкий уровень аварийности.

Вторая группа – потребители, получающие тепло. Основная цель любого потребителя – получать качественную услугу без аварийных отключений и по разумной стоимости.

Одним из главных интересантов является, городское руководство. Теплосеть входит в систему ЖКХ – как известно, здесь больше всего вопросов у жителей к власти. В статистике за 2019 год, представленной Центром управления регионом Московской области: более 70% обращений граждан связано с ЖКХ и теплосетью в частности. Жители во многом судят о власти по тому, как решаются (или нет) эти вопросы. Также существует аспект инвестиционной привлекательности города или региона – его руководству необходимо, например, обеспечить быстрое и прозрачное решение о выделении участка земли инвестору или реализовать подключение к сетям.

Еще одной группой являются различные службы: МЧС, дорожники, электросетевые компании, водоканал, социальные и медицинские учреждения. В своей работе они тесно взаимодействуют с теплосетью города и нуждаются в оперативной координации.

Также стоит упомянуть финансовые организации. В современное время без кредитов, финансирования, лизинга и прочих услуг никто не обходится, в том числе и теплосеть города. Банкам нужна полная и достоверная отчетность о деятельности предприятия. И эта задача часто бывает самой важной, так как влияет на деньги.

И наконец, как и у любой организации, у теплосети есть поставщики и подрядчики. И есть задачи, связанные с этим, их тоже надо решать.

Задачи предприятий теплосети в разрезе цифровизации

По нашему опыту можно выделить следующие задачи, решению которых прямо способствуют внедрения ИТ: сокращение уровня аварийности и, как следствие, времени отключения потребителей от тепла; сокращение числа несчастных случаев при авариях; повышение качества оперативно-диспетчерского управления; повышение энергоэффективности сетей за счет уменьшения тепловых потерь и излишней выработки топлива на источниках тепла; уменьшение расходов на обслуживание и, как следствие, недопущение роста тарифов; снижение затрат на страхование имущественного комплекса.

Переход на "цифру" – экономический эффект

По статистике, публикуемой компаниями, в целом по стране более 60% тепловых сетей со сроком службы свыше 30 лет, и дефекты с авариями возникают с каждым годом все чаще. С учетом инвестиций в отрасль в виде концессионных соглашений, переходов на альтернативную котельную, провести масштабную реконструкцию и замену комплекса сразу по всей стране невозможно. Но можно управлять имеющимися сетями более эффективно.

Снизив на 1% количество аварий и дефектов на 500 км тепловых сетей небольшого города, компании экономят в год до 100–150 млн рублей на ремонтах. Добиться такого результата на практике вполне реально за счет применения цифровых систем в работе предприятия.

В мегаполисах компании тратят значительные суммы – до 10 млрд рублей на ежегодную реконструкцию своих тепловых сетей. В среднем, по стране это позволяет обновить 1–2% тепловых сетей, требующих реконструкции в связи со сроком службы. И даже в этом случае на замену участка трубы в 500 метров – только на согласование проектной, исполнительной и сметной документации – уходит около 8 тысяч часов! Это все включается в стоимость расходов на реконструкцию. Можем ли мы снизить трудозатраты на 30–50% за счет внедрения цифровых технологий проверки и обмена документацией? Уверен, что сможем. Это десятки и даже сотни миллионов рублей в год для компании и городского бюджета.

Трудности заказчиков и исполнителей в ходе цифровой трансформации

Основная трудность – найти баланс между затратами на материальные работы (замену труб, ремонты, опрессовку, диагностику) и затратами на внедрение цифровых технологий. Отличие последних работ в том, что их результаты нельзя сразу "пощупать" и очень мало экспертов, способных обосновать экономический эффект от внедрения той или иной цифровой системы или сервиса.

При реализации инновационных проектов мы всегда сталкиваемся с консервативностью сотрудников компаний-заказчиков, нежеланием делиться информацией, старой документацией по сети в бумажном виде, "сваленной в архивах", и отсутствием прочих сведений, необходимых для проекта. Сталкиваемся со страхом персонала "потерять работу с приходом информационной системы". Кроме того, в этом сегменте пока мало проверенных на практике и обкатанных несколькими клиентами программных продуктов, которые можно быстро поставить и начать применять. За исключением ряда специализированного ПО, например по гидравлическим расчетам. Также большими трудностями для начала цифровизации теплосети являются отсутствие финансирования и отсутствие мотивации у предприятий выполнять проекты по "цифре".

Востребованные технологии

Все технологии, которые связаны с геоинформационными системами и пространственными данными, востребованы при цифровизации работы теплосети. Ведь речь идет про территориально распределенные объекты. Полезно также применение цифрового оборудования для диагностики материалов и почвы, виброоборудования, роботов с датчиками для обследований и инспекций объектов сети. Все более необходимыми становятся технологии IoT для сбора показателей режимов работы или состояния оборудования. Экспертиза в графовых вычислениях и гидравлических расчетах часто требуется подрядчику для выполнения проектов по заказу теплосетей.

Тренд последних трех-четырех лет: массовое использование мобильных телефонов и планшетов для решения задач по контролю работы персонала, подрядчиков, осмотров оборудования и других регулярных задач.

Подготовка специалистов для поддержки новых систем

Цифровизация в области тепловых сетей – отличная возможность поучаствовать в проектах на стыке ИТ и энергетики. У нас имеется опыт привлечения на проект молодых выпускников инженерных и строительных вузов в роли специалистов по анализу технической документации и наполнению создаваемых информационных систем данными. Недавние студенты прекрасно разобрались с полной документацией в архивах эксплуатационных районов и внесли данные в электродную систему.

На следующем этапе они смогли уже разрабатывать инструкции и методики оценки состояния оборудования. Мы на практике убедились: нужно все больше привлекать специалистов, ранее не связанных напрямую с информационными технологиями. Выполняя задачи по цифровизации, на выходе проекта получаем экспертов, которые могут продолжать работать у заказчика с реализованной ИТ-системой. Получается, сам проект и есть школа для подготовки необходимых специалистов для клиента. Такой подход наиболее эффективно решает задачу с подготовкой и обучением людей.

Конечная выгода

Возвращаясь к интересантам деятельности теплосети, по каждому из них можно выделить эффекты, которые будут реализованы за счет цифровизации. Потребители тепла, то есть мы с вами, можем надеяться на минимальный рост или даже небольшое сокращение тарифов теплоснабжения за счет повышения эффективности затрат на предприятиях. Совершенно точно, что цифровые технологии помогут сократить время на устранение аварий и их количество. А значит, перерывов в снабжении нас теплом будет меньше. Вспомните репортажи каждую зиму по ТВ об очередном замерзающем районе города, они, к сожалению, красочно иллюстрируют актуальность данного вопроса.

С точки зрения городских властей, цифровизация работы теплосети позволит быстро и прозрачно реагировать на вопросы жителей в части услуг теплоснабжения. Такой подход снизит социальную напряженность и повысит рейтинг власти. Напомним, что более 70% вопросов и жалоб граждан к власти относятся к сфере ЖКХ. Это важно для исполнения своих прямых обязанностей для руководства города и региона.

Работа сотрудников теплосети, их каждодневные задачи становятся полностью измеримыми и прозрачными для ИТ-систем. За счет полной картины эффективности работы руководство предприятия может внедрять различные схемы мотивации и поощрения для персонала, а значит, повысится доход у сотрудников. У тех, кто этого достоин не по мнению руководителя, а по измеримым показателям и результатам своей работы. Такая система отношений в коллективе неизбежно и быстро приводит к росту эффективности производства: люди больше делают и больше зарабатывают. Низкооплачиваемая работа с малой эффективностью "вымывается", таких позиций на предприятии становится в разы меньше и в итоге они совсем исчезают. А рост доходов сотрудников обеспечивается в значительной степени. Очень важный эффект, которого без цифровых систем достичь сложно или даже невозможно.

Мировой опыт цифровизации теплосетей и место России в этом процессе

Ситуация в мире – контрастная, как и во многих сферах жизни. Зачастую информатизация отрасли представляет собой "лоскутное одеяло", когда есть много разных систем, разных поставщиков и технологий. К "передовикам" стоит отнести Финляндию с образцовыми сетями не только в столице, но и совсем небольших населенных пунктах.

Крупные города во всем мире еще лет десять назад перевели учет всех своих сетей в электронный вид в геоинформационных системах, решив задачу учета и контроля объектов сети в городе. Это сделано повсеместно и в богатых странах G8, и в менее развитых. Автоматизация колл-центров и диспетчеризации, контроля работы ремонтных бригад решена во многих регионах мира. Очень просто и удобно для потребителей организованы сервисы подключения к сети, предоставления тепла и сопровождения этого в виде информирования и процессов оплаты.

Стоит отметить, что эти результаты обеспечили компании, в подавляющем большинстве частные, которые работают на рынке энергетики и тепла в разных городах и странах. Очевидно, что изучение опыта этих компаний, которые уже решили множество задач цифровизации теплосети, поможет ускориться в реализации аналогичных проектов в нашей стране.

Что касается России, то и государственные, и частные компании осознали необходимость "наведения порядка" и повышения эффективности своей работы за счет цифровых систем. Но реализация проектов только начинается, пока есть всего лишь единицы уже завершенных внедрений на всю страну. Впереди у компаний много работы, ведь задача цифровизации энергетики с каждым годом только повышает свой уровень актуальности.