© ComNews
18.09.2020

В ОАО "РЖД" состоялся научно-технический совет по проекту внедрения системы управления электропоездами "Ласточка" в автоматическом режиме, сообщает пресс-служба компании. В мероприятии, прошедшем в режиме видеосвязи, приняли участие представители холдинга "РЖД", производителей подвижного состава, исследовательских и научных организаций.

В своем выступлении генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозёров назвал развитие систем автоматического управления транспортными средствами одним из долгосрочных мировых трендов.

"На "Ласточках" исследования и испытания ведутся с 2017 года. За это время наработан большой массив данных, заложена основа для практической работы. Перед нами стоит задача создать беспилотную транспортную систему, где инфраструктура и поезд будут взаимодействовать в полностью автоматическом режиме со стопроцентной безопасностью и надежностью", – сказал Олег Белозёров.

В качестве полигона для отработки технологии автоведения было выбрано Московское центральное кольцо – одна из самых загруженных европейских железнодорожных линий, где за последние 3 года число пассажиров увеличилось на треть. Если при запуске кольца поезда следовали по нему с интервалом в 6 минут в час пик, то сейчас – каждые 4 минуты. Для дальнейшего сокращения интервала необходимо автоматическое управление электропоездами, которое снизит риски нарушения безопасности движения из-за человеческого фактора.

"Нам нужно решить ряд сложнейших научных, технических и технологических задач. Мы должны обеспечить соответствие четвертому – высшему – уровню автоматизации по международной классификации. Параллельно совместно с органами власти нужно сформировать нормативную базу", – сказал Олег Белозёров.

В настоящее время один из электропоездов "Ласточка" уже оборудован в соответствии с третьим уровнем автоматизации (GoA3), включающим автоматическое управление движением и остановкой, но требующим участия человека в закрытии/открытии дверей и управлении при нештатных ситуациях. На поезде установлено оборудование позиционирования на инфраструктуре с системой автоведения и блоком обнаружения препятствий на пути, оборудование для связи с центром дистанционного контроля. Также разработан прототип рабочего места машиниста-оператора и апробировано создание нейронной сети и цифровой модели МЦК. В беспилотном режиме электропоезд способен следовать по энергооптимальному графику, а при обнаружении препятствия – автоматически отрабатывать алгоритмы торможения и остановки.

При четвертом уровне автоматизации (GoA4) система управления будет выполнять весь комплекс ведения поезда, мониторинг и диагностику бортового оборудования, автоматически открывать и закрывать двери. При этом будут возможны 3 режима управления: машинистом из кабины, дистанционно (с рабочего места машиниста-оператора) и автоматически.

В ближайшее время холдингу "РЖД" совместно с партнерами предстоит разработать конструкторскую документацию на электропоезд "Ласточка" для эксплуатации в автоматическом режиме, утвердить стандарты в области управления подвижным составом в автоматическом режиме.

Будут разработаны и апробированы алгоритмы технического зрения и программного обеспечения для дистанционного диспетчерского управления с учетом повышенных требований к обеспечению безопасности информации. К выполнению работ привлекаются передовые российские центры компетенций в областях создания искусственного интеллекта на основе машинного обучения, развития специализированных нейронных сетей и других областей научных знаний.

Также на инфраструктуре МЦК будут развернуты широкополосные системы связи по технологии LTE.

"Предстоит создать абсолютно новые профессии, тренажеры, обучить людей работе в новых условиях", – отметил Олег Белозёров. В частности, будут разработаны специальные программы обучения и повышения квалификации работников, обеспечивающих беспилотное движение, организованы базовые кафедры для подготовки специалистов в области беспилотных технологий.