Мнение / октябрь 2020
"Помоги Просто": IT во благо людей

Илья
Минаев,
сооснователь
ИТ-проекта
"Помоги
Просто"

соучредитель АНО "Центр развития волонтёрства "Помоги Просто"
© ComNews
12.10.2020

- Илья, здравствуйте. Спасибо, что нашли время для интервью. Давайте сразу к делу. И первый вопрос: пара слов о проекте - как и когда родилась идея сервиса?

- Сама идея родилась в 2019 году после январских праздников. Мы впервые встретились с моим будущим партнером Александром Господиновым, познакомились и поделились личным опытом в сфере благотворительности. Оказалось, что у нас очень похожий опыт и очень много совпадений, мы одинаково смотрим на многие процессы в благотворительности. Договорились, что будем встречаться, общаться на эту тему и, возможно, перейдем к более активным действиям в этой сфере. Встречи стали регулярными. Мы поняли, что наша волонтёрская деятельность в свободное время не эффективна. В добавок к этому, наш предпринимательский опыт убеждал нас, что большинство благотворительных организаций действую не профессионально и эффективность их помощи подопечным - недостаточна для качественных изменений в этой сфере. Нам захотелось использовать свои ресурсы, контакты и опыт для помощи НКО и волонтерам - но мы не находили точку применения - конкретную организацию, которая бы нас устроила.

- Давайте чуть подробнее: кто является автором идеи, в чём основная суть?

- Саша предложил интересную идею: размещать задания и запросы о помощи на карте города. О масштабах мы не думали – была гипотеза. Я предложил собрать проект и протестировать уже в собранном виде. Так идея и её воплощение через сбор ресурсов и построение процессов оформились в марте 2019 года в конкретный проект. Основная его суть – это сервис поиска добрый дел. На данный момент это основная концепция. Мы уже видим, куда она будет трансформироваться ближайшие два года, но пока именно благотворительное ядро - сервис поиска добрых дел - мы выносим на главную страницу сайта, на первый экран.


- На решение какой проблемы направлен сервис "Помоги Просто"?

- У людей есть боль, если можно так выразиться: как сделать что-то для другого, чем конкретно я могу быть полезен соседям, нуждающимся людям. Эта мотивация возникает в разные моменты жизни у многих людей. Однако в реальности она живет всего несколько дней, может даже всего один вечер. Мы делаем такой сервис, где ты можешь просто зайти и выбрать дело, которое тебе по душе: категорию, уровень сложности выполнения, локацию. Исходя из этих данных можно начать свою благотворительную деятельность в ближайшие дни. То есть, мы решаем вот эту "боль", когда люди хотели бы сделать доброе дело, но не знают, куда пойти и с чего начать. Причем, крайне важно, чтобы этому ресурсу было 100% доверие и чтобы это было бесплатно, чтобы никто не требовал от тебя денег, как это принято в токсичной благотворительности. Именно поэтому мы называемся "Помоги Просто". Это как раз про простую и даже элементарную благотворительность. Вдобавок, когда человек начинает действовать, у него есть выбор. То есть в рамках проекта ты можешь изменить свое направление в помощи и это не предосудительно, наоборот, тебя поддержат, потому что ты ищешь себя. Для НКО мы облегчаем жизнь, причем бесплатно и по-сути меняем этим подходы в отрасли: даем продвижение, заметность, бесплатных волонтеров, возможность быть увиденными в глубинке наравне с крупными организациями и фондами.

- Илья ты сказал про сайт, платформу, проект. Так вы больше про благотворительность или про IT?

- Сложный вопрос. Потому что, безусловно, без IT-составляющей нет смысла в нашем проекте. Технологии делают проект жизнеспособным и эффективным. Но, конечно же, финальная цель нашего проекта это не IT ради IT, а это IT во благо людей. Соответственно благотворительность является главной ценностью. Это ядро проекта. Кроме этого ядра будет ещё очень много интересных надстроек, услуг и гипотез. Пока невозможно сказать, какие из них приживутся и на какие будет запрос, но мы уже тестируем. Наш сервис можно позиционировать как IT-благотворительность, это современный подход, это платформа, и это marketplace. Мы в данном случае являемся трендсеттерами, до нас никто не смог реализовать это в жизнеспособной форме.

- Илья, вы с Александром участвовали сами в волонтёрском движении. Как вы участвовали? Какая сейчас ситуация в этой сфере?

- У каждого из нас был свой путь в движении. Саша участвовал единолично, без интеграции в какое-то движение - присоединился к конкретной благотворительной организации. Это разные типы и подходы к помощи. Он лично волонтёрил: ездил в интернат, гулял и общался с детьми. Я делал то же, но чуть-чуть в другом ракурсе. Я присоединился именно к волонтерскому движению "Волна Добра", меня туда пригласила подруга, она основательница этого движения - Настя Чекмарёва. Там мы объединились в группы и проводили различные мероприятия для детей в тех же самых психоневрологических интернатах, дома пристарелых. Мы приезжали, делали праздники: Девятое мая, Масленица, летние уличные мероприятия. Несколько раз мы привозили байкеров, и они катали детей на байках. Удалось даже привезти звёзд: IOWA и Noize MC. Мы вместе делали концерты, костюмированные спектакли, например, на Новый год и Рождество Христово. То есть мы максимально старались использовать памятные даты и традиционные праздники в организации мероприятий, делая все своими руками и энергией, не мешая работе самих интернатов. Учреждения живут по своим правилам, своему расписанию и важно было находить точки соприкосновения.

- Какая сейчас ситуация в этой сфере?

- Мы видим растущий тренд и стабильный спрос на волонтёрство, на участие в таких проектах и понимаем, что нужно стремиться стать проектом №1. Частных проектов, которые занимаются конкретно волонтёрством и IT-благотворительностью сейчас нет. На федеральном уровне есть проект Добро.РУ. Он был запущен в "Год добровольца-волонтёра" (2018), и работает в государственных масштабах. Мы понимаем, что этот проект сильный, у него мощное финансирование и админресурс. Хорошо, что есть разные подходы к оказанию помощи, и она доходит к людям, и мы не собираемся тягаться и мериться силами. Условно, есть крупная корпорация и есть качественная стартап-инициатива, всем есть место и все могут сделать свой конкретный вклад в историю благотворительности страны.

- Расскажи, какие трудности возникают у волонтёров? Может, были какие-то личные кейсы?

- Первая трудность - вовлечение и самоопределение. Человек, готовый сделать доброе дело, порой даже не знает, как это называется. Волонтёр - это уже профессиональный термин, который ты потом узнаешь. А до тех пор ты просто человек, который хочет помочь. По этой причине мы стараемся не использовать этот термин на сайте и в социальных сетях: чтобы нас было проще найти любому, кто хочет сделать доброе дело.

Вторая трудность заключается в размытом старте, все эти инициативные люди не знают, куда пойти, какой первый шаг сделать. Они начинают интересоваться у друзей, знакомых, копаться в интернете. Сейчас нет такого ресурса, где бы в течение часа можно было разобраться и выбрать дело по душе, локацию и тематику, которая тебе понравилась. В сети много информации, но она разбросана, раздроблена и представляет какой-то пугающий клубок терминов и определений мутных благотворительных организаций. Это путает, инициатива потухает, решение помогать – откладывается.

Тут формируется третья трудность – недоверие. К сожалению, благотворительность очень перегружена токсичностью и непрофессионализмом. У людей есть надежда на то, что они найдут сервис или фонд с хорошей репутацией, но на этом пути будет много обмана, траты времени и потери мотивации.

Четвертая трудность – обесценивание труда волонтеров. Слово "волонтёр" сейчас ассоциируется с бесплатной рабочей силой. Мы в корне меняем восприятие этого. Все участники "Помоги Просто", внёсшие реальный вклад, навсегда входят в историю проекта. Это уже отмечается и на сайте, и в соцсетях. Люди абсолютно свободно могут использовать этот опыт и статус. Они понимают, что приложили руку к интересному, инновационному и полезному делу.

- Ваш проект имеет черты стартапа, часто на первых этапах в таких командах много энтузиастов и волонтёров. Сколько человек сейчас участвует в проекте?

- Наш сервис – безусловно стартап. Сейчас мы проходим "долину смерти": следующие 6-12 месяцев расставят всё на свои места, и мы поймём, насколько команда успешно работает. Мы стремимся доказать, что такой проект может выстрелить и встать на ноги. Это относится и к основателям, и к команде. Все мы сейчас сами волонтеры, и нет каких-то особых преференций. Все вкладывают своё время, свои деньги, деловые контакты, экспертизу в равных долях и даже соревнуются, кто принесет больше. Основатели, конечно, уже внесли огромное количество ресурсов, энергии и контактов, которые помогают проекту. На команду мы смотрим в первую очередь как на единомышленников, которые ценят проект и видят себя в нём. Мы видим, что коллеги создают проект вместе с нами прямо сейчас, укрепляют его и стремятся довести сервис до рабочей модели. Конечно, есть и определённая текучка кадров, мы видим это, понимаем причины и стараемся выстроить нашу работу по привлечению людей в проект наилучшим образом. Говоря о численности отмечу, что в ядре команды четыре человека: два основателя, Валя Потолицын – IT-директор и Сережа Валовой – HR-директор. Далее сотрудники, которые вырастут в лидеров своих направлений – это еще 16 человек.

- Почему благотворительным и социальным НКО стоит присоединиться именно к вашему сервису?

- Для некоммерческих и социально ориентированных организаций у нас есть предложение повысить узнаваемость через размещение заданий на сайте с картой. Это доступно для любого города в нашей стране, масштаб деятельности не влияет на доступность размещения заданий. У всех НКО есть задания для волонтёров, потому что сфера благотворительности всегда нуждается в активных и заинтересованных людях. Дополнительно они получают PR и SMM поддержку на нашей медиаплатформе, попадают в ленту новостей и становятся генераторами контента для всей отрасли, привлекая внимание партнёров. Наша медиаплатформа уже формируется из авторов и журналистов. А для непосредственно волонтёров - предоставлен сервис поиска добрых дел, который мы улучшаем ежемесячно и внедряем новые полезные опции и возможности. Главная идея - сделать благотворительность удобной, такой, чтобы и волонтерам и организациям - это было удобно, чтобы их взаимная коммуникация вышла на качественно новый уровень.

- Сколько городов вы хотите охватить к 2022 году?

- У нас в планах к концу этого года подключить 15 городов-миллионников России. За 2021 год мы закрепимся в стране на уровне 40 городов. К 2022 году планируем 60 городов и страны ближнего зарубежья.

- Расскажите, какой профиль волонтёров наиболее актуален? Эко, помощь животным, уход за людьми?

- Наиболее актуальна категория помощи - дети, далее – экология, потом животные и затем категория ухода за людьми. Порядок интереса людей к категориям показателен и отражает паттерны нашего общества. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, это данность. В динамике, с развитие сервиса ситуация, я уверен, будет меняться.

- Хочется пожелать удачи вам и команде. Какой мотивирующий слоган вы хотите сообщить волонтёрам?

- Громкие слова и призывы обеспечить мир во всем мире, быть за все хорошее и против всего плохого – это все ложные смысловые конструкции. Они могут навредить людям и демотивировать в случае несовпадения результата и ожиданий. Нужно встать и начать делать добрые дела. Волонтёры – это наша главная ценность. Присоединяйтесь к нам, развивайтесь, становитесь сильнее, делайте свою жизнь и жизнь людей вокруг лучше. С нашим сервисом и подходом это будет просто. Наша страна достойна быть местом, где хочется жить, хочется строить будущее, где есть сплоченность общества, а само общество и личность в в нем - главная ценность.