© ComNews
06.11.2020

Эксперимент Минтранса по использованию электронной транспортной накладной и электронного путевого листа, который длился месяц, завершен. За это время ПЭК оформила в новом формате 160 транспортных накладных и 50 путевых листов. В течение месяца транспортно-логистический провайдер ежедневно тестировал использование электронных транспортной накладной (ЭтрН) и путевого листа (ЭПЛ) на пяти своих маршрутах: из Москвы в направлении Пензы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода и Великого Новгорода.

"В рамках эксперимента ПЭК отработала все запланированные сценарии грузоперевозок: классическую перевозку "грузоотправитель – грузополучатель", перевозку с заменой водителя в рейсе, а также вариант перевозки с заменой точки выгрузки на маршруте,.Все сценарии были реализованы по плану, серьезных трудностей не наблюдалось", – рассказал руководитель службы транспортной логистики ПЭК Магомед Гасанов.

С 1 по 30 октября 2020 года транспортные компании, надзорные органы и операторы электронного документооборота (ЭДО) взаимодействовали в рамках эксперимента Минтранса. Отработан процесс контроля ЭТрН и ЭПЛ на постах Ространснадзора. Электронные данные были доступны и водителям, и сотрудникам ведомства.

"В целом технология оформления и архивации электронных первичных транспортных документов понятна и вопросов не вызывает", – сообщил Магомед Гасанов. Он также добавил, что сотрудники ФГУП "ЗащитаИнфорТранс", отвечающего за техническую поддержку системы, быстро реагировали на все сигналы участников эксперимента. Настроенные каналы коммуникации позволяли оперативно решать все возникающие вопросы.

ПЭК сформирует свой пакет предложений по итогам эксперимента Минтранса. По словам Магомеда Гасанова, дополнительного внимания требует само оборудование: планшеты или мобильные телефоны, используемые перевозчиком в процессе транспортировки груза. Необходимо предусмотреть ситуацию с потенциальным повреждением устройства водителя при погрузке и разработать пошаговый план действий, указал руководитель службы транспортной логистики ПЭК.

В ПЭК также отметили некоторые нюансы, связанные с организацией процесса. Так, по регламенту нужно подписать документы квалифицированной электронной подписью (КЭП) перевозчика в момент получения груза, до начала движения рейса. "Но нередко рейсы "стартуют" ночью, что затрудняет оперативное оформление КЭП перевозчиком", – отметил внимание ИТ-директор ПЭК Владислав Сарнацкий.

Второй вопрос, на который стоит обратить внимание, неавтоматизированный процесс изменения данных о водителях и транспортных средствах, участвующих в эксперименте. "Поскольку изменения вносились разными сотрудниками вручную и не всегда своевременно, часть рейсов "отбраковывалась" из-за несоответствия данных в разных системах. Мы также будем рекомендовать регламентировать и автоматизировать этот процесс", – указал Владислав Сарнацкий.

Цифровизация сектора автоперевозок — одна из ключевых задач современной логистики в России, уверены в ПЭК. "Электронный документооборот в транспортной отрасли, внедряемый в настоящий момент Минтрансом, позволит повысить прозрачность рынка и эффективность развития транспортной отрасли, а также свести к минимуму число проверок на дороге", – указал заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.

Что касается дальнейших перспектив внедрения электронных транспортных документов, то, по оценкам экспертов ПЭК, рынку потребуется время. "Мы надеемся, что, учитывая все преимущества оформления первичных перевозочных документов в цифровом формате, как для бизнеса, так и для государства, Минтранс приложит все усилия для внедрения ЭТрН и ЭПЛ на законодательном уровне уже в 2021 году" – сказал Вадим Филатов.

Вместе с тем, в ПЭК не исключают масштабирования эксперимента на весь автопарк компании еще до внедрения электронного документооборота в промышленную эксплуатацию.