Мнение / апрель 2021
Вот это поворот: у правительства дошли руки до ЦОДов?

Ольга
Соколова

генеральный директор компании Linxdatacenter в России
© ComNews
12.04.2021

Кабмин РФ готовит пакет законопроектов, направленных на стимулирование рынка ЦОД. Меры назревали давно, но до сих пор поддержку государства в ИТ-отрасли получали только сферы ИТ-услуг и разработки ПО. Какие перспективы это открывает для отрасли?

Правительство РФ, судя по всему, начало рассматривать дата-центры как стратегическое направление развития национальной ИТ-отрасли. В готовящихся законопроектах одной из главных инициатив станет мера, обязывающая госструктуры хранить свои данные в коммерческих ЦОДах и использовать отечественные облачные сервисы. Также предполагается введение комплекса льгот для компаний-операторов коммерческих дата-центров. Федеральным ведомствам могут запретить строить свои ЦОДы, если им не удастся должным образом обосновать такую необходимость для выделения бюджетных средств под проект. А региональным властям придется полностью отказаться от подобных проектов за счет федеральных денег.

В свою очередь, компании-операторы коммерческих площадок смогут получать землю под строительство на льготных условиях: без торгов и по кадастровой стоимости. Упростится и доступ к инженерной инфраструктуре – электросетям, телекоммуникациям и т.д.

Очевидно, государство осознало роль рынка дата-центров и облачных провайдеров, работающих на их инфраструктуре, в качестве основополагающего элемента российской ИТ-отрасли, заслуживающего получения системной поддержки. Или услышало мнение ключевых игроков рынка: в частности, о необходимости господдержки ЦОДов в России мы говорили еще в июле 2020 года, после того, как был объявлен "налоговый маневр" для разработчиков ПО в России. Тогда же отрасль консолидированно обращалась к правительству с просьбой оказать поддержку наряду с другими направлениями ИТ-индустрии.

Предложенные меры, конечно, выглядят гораздо более реалистичной и продуктивной инициативой развития отрасли – например, по сравнению с недавними планами по строительству сети дата-центров на Крайнем Севере для экономии на охлаждении оборудования.

Оправдано это и для государственных ведомств. Задачи госуправления требуют все большего объема обрабатываемых данных, ничем не отличаясь в этом и даже превосходя крупный ритейл или банкинг. Текущие и прогнозируемые объемы информации в этой сфере оцениваются настолько серьезно, что государство хочет частично снять с себя технологическую нагрузку по их хранению и обработке.

Это логично: к примеру, министерства и ведомства, а также вся экосистема аффилированных с ними управлений и учреждений, уже давно и активно используют коммерческих подрядчиков для разработки сложного ПО и решения технологических задач.

Такими же деловыми партнерами для государства могут и должны стать дата-центры.

Многие операторы крупных ЦОДов уже взяли на себя нагрузку по инвестированию в приобретение земельного участка под строительство дата-центра, оборудование, его обслуживание и апгрейд, обучение и развитие персонала. Организована экосистема из технологических партнеров, построена современная облачная платформа. Получены все необходимые сертификаты – как требуемые в российской юрисдикции, так и глобальные стандарты качества. Внедрены мировые практики по контролю за информационной безопасностью, отказоустойчивостью, резервному копированию данных и пр.

Все это создавать с нуля для государственного ведомства крайне затратно и совершенно не профильно. Это может быть оправдано в случае масштабных и долгосрочных проектов – например, платформу для оказания госуслуг или проведения финансовых и фискальных операций государство вряд ли отдаст в коммерческие ЦОДы. А задачи меньшего масштаба и критичности вполне могут обслуживаться рынком.

Поэтому, на мой взгляд, готовящиеся законопроекты не должны (и, скорее всего, не будут) предусматривать категорический запрет на собственное строительство ЦОДов для госведомств.

А вот в свете дефицита качественных земельных участков для строительства ЦОДов в крупных экономических центрах упрощение процедуры их выделения и возможность получения по кадастровой стоимости – отличное предложение.

При этом следует соблюсти главное условие: обеспечить условия, в которых рыночный механизм экономики продолжал работать в нормальном режиме. Излишнее регулирования приведет к тому, что участники рынка начнут искать уловки и пробелы в законе. Можно себе представить ситуацию, в которой полученный на льготных условиях земельный участок будет использоваться совершенно не по назначению.

Ранее неоднократно звучала идея достижения показателя в 5% обработки всего объема глобальных данных ЦОДами в России к 2024 году. Уровень на 2020 год составлял 0,9%. Нацпрограмма "Цифровая экономика" из выделенных 1,6 трлн рублей почти 773 млрд предполагает потратить на создание ИТ-инфраструктуры, в частности, на строительство новых и развитие существующих ЦОДов.

Если говорить о влиянии нового комплекса мер на рынок, предположу, что государство и структуры с госучастием останутся важнейшими участниками рынка ЦОД – об этом говорят такие проекты, как эксперимент по созданию Государственной единой облачной платформы (ГЕОП), стратегические планы и инициативы в области цодостроения таких компаний, как "Росэнергоатом", "Ростелеком", Сбербанк. Такие структуры выстраивают инфраструктуру для реализации масштабных госзадач в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика". Если часть задач удастся передать и коммерческим ЦОДам, то рынку такая здоровая конкуренция пойдет только на пользу – частные игроки продолжат инвестировать в свое развитие и создание новых решений, качественно наращивая свое экспертизу, создавая новые рабочие места и повышая в целом конкурентоспособность ИТ-отрасли на мировом рынке.