© ComNews
06.04.2022

В Махачкале открылся Центр управления дорожным движением – единый региональный центр компетенций по эксплуатации и развитию интеллектуальной транспортной системы Республики Дагестан. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса России.

По итогам первого этапа внедрения ИТС администрация Махачкалы получила возможность в режиме реального времени контролировать загруженность улиц, управлять движением на перекрестках и местах основного скопления машин, оперативно реагировать на ДТП и следить за качеством работы общественного транспорта.

Проект по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации стартовал в ноябре 2021 года. В зону действия ИТС сейчас входят четыре улицы – проспекты Петра I, Расула Гамзатова, улицы Ярагского и Коркмасова. На самых загруженных городских магистралях модернизированы светофорные объекты, установлены стратегические транспортные детекторы и видеокамеры. IT-платформа Центра управления дорожным движением автоматически аккумулирует данные об интенсивности и скорости дорожного трафика, пробках, авариях, опасных инцидентах с участием водителей и пешеходов.

В зоне действия ИТС уже внедрено автоматизированное координированное управление светофорными объектами. На основе данных транспортных детекторов операторы ЦУДД рассчитывают программы управления светофорными объектами. Например, какой должна быть длительность зеленого сигнала в конкретный момент времени, чтобы избежать образования заторов и упорядочить движение. Или как изменить фазы работы светофоров, чтобы обеспечить координацию – "зеленую волну" – по всем улицам. В зависимости от дорожной ситуации, погодных условий оператор ЦУДД также может в ручном режиме настраивать работу светофорных объектов на конкретной улице.

Такой подход уже позволил в феврале-марте 2022 года увеличить пропускную способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренний и вечерний часы-пик на 11% и 9% соответственно.

Благодаря мониторингу видеопотока с установленных камер операторы могут выявить потенциальные факторы аварий в Махачкале. Например, автомобиль, который стоит под знаком "Остановка запрещена", движется против или перпендикулярно основному потоку движения. Все данные о подобных инцидентах хранятся бессрочно и доступны сотрудникам ГИБДД для расследования причин аварий и ситуаций опасного вождения.

К системе мониторинга общественного транспорта ЦУДД подключены 42 троллейбуса, при этом IT-платформа полностью готова к управлению всеми видами городского общественного транспорта. Сотрудники контролируют, сколько троллейбусов вышло на линию, их маршрут и скорость передвижения по городу, выявляют возможные нарушения правил дорожного движения. Данные обновляются раз в 6–8 минут, поэтому их можно использовать для диспетчерского контроля, актуализации расписания на табло городских остановок, на интернет-портале и мобильном приложении общественного транспорта.

К октябрю 2023 года в Махачкале дополнительно будут установлены 12 "умных" светофоров на проспектах Акушинского и Гамидова. Для решения задач городских служб будет внедрен модуль диспетчерского управления для ЧС и ВС, подсистема управления состоянием дорог, модуль транспортного планирования и моделирования, модуль "цифровой двойник" транспортной инфраструктуры.