Мнение / май 2022
Единая карта петербуржца — карта, которая помогает

Евгения
Петрачкова

заместитель директора СПб ГКУ "Центр информационного сопровождения" Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга
© ComNews
23.05.2022

В Санкт-Петербурге с 2019 года реализуется городской проект – Единая карта петербуржца. Единая карта петербуржца (ЕКП) – один из лучших региональных кейсов на базе карт платежной системы "Мир" в этом сегменте, имеет широкие возможности по интеграции с государственными и коммерческими информационными системами.

С самого начала Единая карта петербуржца предназначалась для всех жителей города. Оформить её может любой гражданин РФ, находящийся в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день более 1,15 миллиона человек оформили Единую карту петербуржца. По статистике ЕКП чаще оформляют женщины — 64% от числа всех держателей карты. Популярнее всего ЕКП у горожан экономически активного возраста 25-44 года.

ЕКП развивается в двух направлениях – как карточный продукт и как экосистема цифровых сервисов. Карта позволяет её держателям оплачивать покупки и услуги, пользоваться сразу тремя бонусными программами — банка-эмитента, ЕКП и платежной системы "Мир", а также быстро и из одного источника получать необходимую информацию или услуги.

Так, благодаря взаимодействию с платежной системой "Мир" держатели карты могут ездить в петербургском метрополитене по сниженному тарифу — 35 рублей при оплате пластиковой картой и 31 рубль при оплате картой, эмулированной в смартфон (токенизированной ЕКП). За 2022 год держатели ЕКП уже сэкономили более 0,5 миллиарда рублей, расплачиваясь за проезд в метро ЕКП. Также с 2022 года при оплате коммунальных услуг Единой картой петербуржца держателям возвращается кешбэк 4%. Эта акция помогла петербуржцам сэкономить 13,7 миллионов рублей.

Собственная программа лояльности ЕКП включает более 400 партнеров проекта, предоставляющих скидки и бонусы по 4 500 адресам. Среди партнеров проекта – крупные торговые сети, аптеки, медицинские центры, учреждения культуры. С ЕКП сотрудничают лучшие городские музеи и театры, предоставляющие держателям карты до 50% скидки на билеты.

Возможности ЕКП позволяют записать на карту любой из действующих в Санкт-Петербурге проездных билетов на городской транспорт, в том числе льготный. Кроме того, по желанию держателя на карту можно записать электронную квалифицированную подпись (КЭП). Для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга запись сертификата электронной подписи на карту осуществляется бесплатно. Петербургские врачи используют КЭП для подписи больничных, данных в электронной медицинской карте и электронных рецептов.

Вторая составляющая ЕКП — экосистема цифровых сервисов, направленных на повышение качества жизни горожан. Технические возможности ГИС ЕКП предполагают возможность интегрирования с неограниченным количеством информационных системам, как государственных, так и коммерческих.

Получить доступ к ним можно, пройдя авторизацию на портале Единой карты петербуржца или в одноименном мобильном приложении (доступно для скачивания на iOS и android).

Экосистема ЕКП состоит из следующих сервисов:

  • "Мои льготы"
  • "Социальный калькулятор"
  • "Цифровое здравоохранение"
  • "Городской диалог"
  • "Активность"
  • "Магазин поощрений"
  • "Афиша"

Сервисы "Мои льготы" и "Социальный калькулятор"

На сегодняшний день каждый четвертый держатель ЕКП получает льготы из городского и федерального бюджета. Для их удобства был разработан сервис "Мои льготы", который позволяет видеть в своем личном кабинете на портале и в мобильном приложении ЕКП сведения о назначенных мерах социальной поддержки и перечисленных по ним выплатах из бюджета Санкт-Петербурга. Также любой желающий может воспользоваться сервисом "Социальный калькулятор", с помощью которого можно смоделировать ту или иную жизненную ситуацию и посмотреть потенциально доступные в этом случае меры социальной поддержки. Сервис разработан для упрощения процедуры информирования горожан о потенциально доступных им мерах социальной поддержки (помощи) и дополнительных мерах социальной поддержки, предусмотренных Социальным кодексом Санкт-Петербурга и синхронизирован с автоматизированной информационной системой "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга", которая обеспечивает учет граждан, имеющих право на получение социальной помощи в различных видах, и организацию представления им такой поддержки.

В Социальном кодексе Санкт-Петербурга предусмотрено свыше ста льгот для различных категорий граждан. В 2019 году льготами воспользовались почти два миллиона жителей Северной столицы.

Сервис "ЕКП-Льготы" синхронизирован с автоматизированной информационной системой "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга", которая обеспечивает учет граждан, имеющих право на получение социальной помощи в различных видах, и организацию представления им такой поддержки.

"Цифровое здравоохранение"

Интеграция с государственными информационными системами позволяет использовать ЕКП как полис ОМС при посещении учреждений здравоохранения. Также авторизованный на портале или в мобильном приложении ЕКП пользователь может видеть в своем личном кабинете список учреждений здравоохранения, к которым он прикреплен по полису ОМС, а также предстоящие записи к врачу, совершенные им на портале "Здоровье петербуржца".

"Городской диалог"

Социально-значимый сервис ЕКП, позволяющий получать обратную связь от горожан – "Городской диалог" — цифровая площадка для проведения опросов и голосований в электронной форме по интересующим горожан вопросам.

Темы "Городского диалога" формируются с учетом новостной региональной и федеральной повестки, актуальных городских событий в сфере образования, искусства, спорта, медицины, науки и других направлений социального взаимодействия населения. Также опросы могут инициировать исполнительные органы государственной власти в соответствии со своим профилем. "Городской диалог" дает возможность органам власти получать обратную связь от петербуржцев по актуальным городским темам. В год проводится более 100 опросов, в каждом из них участвуют более 12 тысяч респондентов.

Совокупность подходов хранения и обработки информации при помощи технологии блокчейн гарантирует прозрачность и достоверность результатов опросов.

Цифровые возможности "Городского диалога" позволяют проводить опросы с учетом цифрового профиля держателя, его интересов, места жительства, семейного положения. Результаты опроса могут сегментироваться в соответствии с задачами и целями проведения опросов. Мы можем узнать, например, в каком районе города отдают больше предпочтения автобусным остановкам из ударопрочного стекла, и где жители голосуют за непрозрачные остановки.

"Активность"

Сервис "Активность" доступен в мобильном приложении Единой карты петербуржца и направлен на стимулирование здорового образа жизни горожан. С его помощью можно оценить свою физическую активность. Сервис синхронизируется с мобильным шагомером на смартфоне.

"Магазин поощрений"

Сервисы "Городской диалог" и "Активность" составляют основу городской мотивационной платформы. Ее суть заключается в том, что ЕКП стимулирует жителей заботиться о себе и своем городе и благодарит горожан за участие в сервисах, которые в этом помогают. За участие в сервисах "Городской диалог" и "Активность" держатели ЕКП получают баллы. Накопленные баллы можно обменять в "Магазине поощрений" — виртуальной витрине, где представлены разные виды городских благодарностей: билеты в театры и музеи Санкт-Петербурга, сертификаты на товары и услуги партнеров проекта, доступ в online-ресурсы и другое. Наполнение витрины "Магазина поощрений" реализуется совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, банками-эмитентами ЕКП и торгово-сервисными предприятиями города – партнерами проекта.

"Афиша"

Сервис "Афиша" — пример интеграции с коммерческой информационно системой —запущен совместно с национальным билетным оператором Kassir.ru. С его помощью любой пользователь портала ekp.spb.ru может увидеть, какие культурные и спортивные события проходят в Санкт-Петербурге. Авторизованный держатель ЕКП приобретает билеты на выбранное мероприятие на специальных условиях, без сервисного сбора (10% от стоимости билета).

В мае 2022 года проект "Единая карта петербуржца" отметил свое трехлетие. Все это время ЕКП помогает петербуржцам экономить в разных сферах жизни, легко и удобно получать интересующие их услуги. Интерес петербуржцев к проекту неуклонно растет. В среднем в день поступает около 2 тысяч заявлений на выпуск ЕКП.

На сегодняшний день развитие проекта лежит в цифровой плоскости. Продолжается работа по социальной направленности проекта: прорабатывается возможность запуска сервиса "Электронные рецепты", который позволит повысить доступность лекарственного обеспечения и упростить процесс взаимодействия врача, пациентов и аптечной сети, а также создание на базе ГИС ЕКП центра эмиссии электронных социальных сертификатов, что поможет вести автоматизированный учет и контроль факта предоставления социальных услуг. Также планируется ввести возможность удаленной подачи заявления на оформление Единой карты петербуржца, что позволит получать ЕКП в офисе банка-эмитента в одно посещение.

Единая карта петербуржца помогает горожанам в различных сферах их жизни: предоставляет скидки и бонусы, позволяет быстро и в удобном формате получать интересующие жителей Санкт-Петербурга услуги, мотивирует к участию в жизни города. Проект продолжает развиваться в соответствии со своей миссией по предоставлению мер социальной поддержки и реализации современных технологий в сфере получения государственных услуг, которые направлены на улучшение качества жизни горожан.