© ComNews
14.04.2023

Холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех" разработал высокоточное устройство, позволяющее контролировать температурные напряжения в рельсовых плетях на бесстыковых железнодорожных путях. Изобретение позволит свести к минимуму количество аварийных ситуаций, связанных с искривлением железнодорожного полотна.

Бесстыковой, или бархатный, путь подразумевает большие, от 350 метров, расстояния между рельсовыми стыками. Это обеспечивает комфорт проезда пассажиров и значительное снижение расходов на содержание самого пути, а также следующих по нему подвижных составов. Однако конструкция подвержена деформированию при больших перепадах температуры окружающей среды. Формирующееся в бесстыковом пути температурное напряжение создает опасность потери устойчивости и изгиба рельсовых плетей, что может привести к возникновению аварийной ситуации.

Техническое решение, позволяющее прогнозировать и предотвращать искривления путей, разработали специалисты НПП "Полет" холдинга "Росэлектроника".

"Бесстыковые пути требуют не только повышенного качества обслуживания, но и постоянного тщательного контроля, особенно в межсезонье. Создание инструмента обнаружения напряженного состояния рельсовых плетей – предельно актуальная задача, решение которой позволит железнодорожному транспорту выйти на новый уровень обеспечения безопасности движения", – рассказал генеральный директор НПП "Полет" Алексей Комяков.

Устройство состоит из датчика излучения и двух датчиков приема ультразвукового сигнала, а также соединенной с ними системы обработки данных. Сенсоры приема ультразвукового сигнала головной волны последовательно располагаются на поверхности катания рельса и могут перемещаться вдоль него. Устройство позволяет контролировать механические напряжения в рельсовых плетях.

НПП "Полет" получило патент на изобретение в рамках реализации комплексного проекта "Разработка и изготовление аппаратно-программного комплекса контроля и оповещения в реальном времени о динамике изменений напряжения в рельсовых плетях".