© ComNews
09.10.2025

Новый перевалочный комплекс АО "Петролеспорт" осуществляет обработку навалочных грузов по схеме смарт-балк. Информационно-документационное сопровождение груза полностью автоматизировано в системе Solvo.TOS.

Мировой рынок минеральных удобрений показывает стабильный рост: по прогнозам IMARC Group, он будет увеличиваться на 3% в год. По данным Морцентра-ТЭК, в 2024 г. через российские порты прошло на 15,7% больше минеральных удобрений, чем за предыдущий период. Если тенденция сохранится, то в скором будущем морским терминалам предстоит столкнуться с нехваткой перегрузочных мощностей – как сообщает аналитическая компания "Имплемента", к 2030 г. дефицит на Балтике может достичь от 6 до 22 млн тонн.

Для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на услуги по перевалке удобрений и увеличить прибыль за счёт растущего рынка, российским портам предстоит перестроить свои рабочие процессы и использовать имеющиеся ресурсы с максимальной эффективностью. Перевалка минеральных удобрений по принципу смарт-балк – один из способов оптимизировать работу порта: удобрения транспортируются в специальных контейнерах, которые можно растаривать напрямую в судовой трюм. Технология позволяет морским терминалам адаптироваться к изменениям в структуре грузооборота. Если переоформление типа груза происходит не вручную, а автоматически, то перевалка происходит с минимальной операционной задержкой.

Для работы с минеральными удобрениями на многофункциональном морском терминале "Петролеспорт" (ПЛП, входит в стивидорный холдинг "Глобал Портс" группы компаний "Дело") был построен комплекс для перевалки навалочных грузов с пропускной способностью 2,4 млн тонн в год. Компания "Солво" произвела работы по автоматизации комплекса в части документационного сопровождения груза. В системе Solvo.TOS была разработана бизнес-логика процесса, который предполагает трансформацию типа груза из контейнерного в навалочный.

Система управления терминалом Solvo.TOS учитывает особенности работы с удобрениями — такие, как подбор судовой партии на погрузку не по количеству контейнеров, а по весу груза, запрет на смешивание разных марок удобрений при формировании судовой партии, фиксация расхождения количества груза, определенного по осадке судна, с данными в накладных и др.

Порты и терминалы, оборудованные системой Solvo.TOS, могут гибко переориентироваться на новые направления деятельности без необходимости перевнедрения ИТ-систем. В условиях дефицита контейнерного флота, технология позволяет использовать универсальные и комбинированные суда.

"Проект стал ответом на растущий спрос на удобрения и дефицит мощностей для их перевалки. Благодаря Solvo.TOS терминалы получают инструменты для быстрого перехода на работу с новыми видами грузов. На сегодняшний день технология введена в промышленную эксплуатацию уже на трёх терминалах", — прокомментировал Армен Ерицян, заместитель генерального директора по автоматизации портов "Солво".

Solvo.TOS позволяет автоматизировать документационное сопровождение всех ключевых этапов обработки балк-контейнеров: от прибытия по железной дороге до отгрузки навалочного груза в трюм судна — в том числе по прямому варианту "с колёс". Все виды грузов и операций обрабатываются в едином окне, при этом система не только управляет работами на площадке, но и формирует электронные документы и ведёт сквозной учёт всех операций. Решение позволяет повысить производительность причальной линии на 30-50% по сравнению с ручной обработкой грузов или использованием разрозненных систем и инструментов.

Досье "Цифровой экономики"

"Солво" – российский разработчик ИТ-решений для логистики, лидер отечественного рынка систем управления для портов и терминалов. В 2024 г. в системе Solvo.TOS было обработано 46% морского контейнерооборота России.

"Петролеспорт" (терминал стивидорного холдинга "Глобал Портс", который входит в ГК "Дело") расположен в морской акватории Большого порта Санкт-Петербург и является одним из крупнейших в России многофункциональных терминальных комплексов. Включает контейнерный, автомобильный, ро-ро терминалы и терминал навалочных и генеральных грузов.