© ComNews
06.09.2017

Директор по инженерным вопросам в Uber ATG Эндрю Грей возглавляет команду, которая работает над технологией искусственного интеллекта и глубокого обучения, чтобы сделать автономные транспортные средства реальностью. Эндрю Грей поделился своим видением основных проблем и будущего беспилотных технологий.

Разработка и исследования - главные проблемы отрасли

Люди давно чувствуют, что беспилотные технологии - уже почти реальность, потому что все действительно этого хотят. Но на самом деле компании не так давно начали работать в этом направлении - пять лет назад или около того. Возможно, Google начал чуть раньше, но для такой сложной технологии пять лет не так уж много. Технология по-прежнему относительно молода, поэтому у нас пока нет беспилотных автомобилей.

На мой взгляд, самая большая проблема для компании, работающей в этой сфере, - это понимание законов окружающей среды. Это самая сложная область для разработки программного обеспечения, потому что именно это больше всего напрягает человеческий мозг во время движения. Это то, что мы, находясь за рулем, принимаем как должное, потому что это происходит почти автоматически, но, когда вы создаете программу, возникают проблемы. Иметь полную картину мира, знать свое место в ней, построить безопасный маршрут и контролировать его просто инженерные задачи. Но чтобы понять закономерности окружающей среды с помощью камер и технологий LiDAR, необходимы исследования. Нам еще многое предстоит узнать и многому научиться в этой области.

О социокультурном эффекте беспилотных технологий

Я часто провожу собеседования с потенциальными инженерами. Многие из них высококлассные специалисты. Большинство говорит примерно следующее: "Я понял, что могу использовать свои навыки для создания автономных машин, чтобы изменить общество. Я верю, что это не пустая трата времени". На прошлой неделе я разговаривал с одним разработчиком чат-ботов и технологий обработки естественного языка, и он сказал: "Зачем делать чат-боты для e-commerce, чтобы рекламировать бренды, когда можно создавать беспилотные автомобили? Люди больше не будут погибать в ДТП, города изменятся, парковка перестанет быть кошмаром". Так что мы много думаем о социальных изменениях и думаем с удовольствием.

В этом процессе задействовано множество людей и, надеюсь, усилия многих из них увенчаются успехом, и не будет какого-то одного владельца нашего будущего. Uber открыт для всех, кто захочет использовать нашу технологию. Если Daimler построит беспилотный автомобиль, они смогут использовать наши наработки. Законодатели тоже начинают относиться к этому более благосклонно. Мы просто заинтересованы в том, чтобы это сделать.

Сейчас много говорят о том, что технологии вскоре начнут выдавливать людей с рабочих мест. Думаю, что они определенно повлияют на рабочую силу, но не обязательно отрицательно. Работая над автономными грузовиками, мы много думаем о том, как это повлияет на водителей грузовиков. Подумайте о разгрузочных работах: раньше, когда приходил груз, разгрузка происходила вручную, силами людей. Затем процесс во многом был автоматизирован, и некоторые грузчики перешли в диспетчерскую контролировать программное обеспечение. Водители стали операторами. Такая тенденция сохранится, отрасли будут трансформироваться, но это не приведет к ликвидации рабочих мест, а создаст более высококвалифицированные возможности.

О сферах применения беспилотных технологий

На мой взгляд, самое эффективное применение беспилотных технологий - дальнемагистральные грузоперевозки. В этой индустрии для водителей существует множество правил и ограничений. Например, как долго человек может находиться за рулем, чтобы поездка была безопасной? Автоматизация в этой сфере имеет большой смысл, поэтому мы основали компанию Otto.

Еще одна перспективная идея - автоматизация трансфера как услуги. Можно действительно оптимизировать сеть, посылая автомобили туда, куда людям нужно попасть. Это может быть очень дешево и снизит потребность во владении автомобилем. У меня есть своя машина, у моей девушки есть своя машина, но когда мы в городе, то просто вызываем Uber, потому что это намного проще. Людям так удобно. Если мы сможем автоматизировать движение автомобилей и сделать его недорогим, горожане, вероятно, перестанут хотеть собственные машины.

Владение собственным беспилотным автомобилем не имеет большого смысла; не думаю, что люди будут их покупать, они скорее станут частью специализированного автопарка. Исключение - Tesla. Tesla пытается продать вам автомобиль с некоторыми автоматическими функциями вождения, но даже Илон Маск сейчас говорит об автопарке. Никто на самом деле не хочет собственный беспилотник. Может быть, кто-то и хочет, но большинство просто хочет иметь возможность добраться из пункта А в пункт Б. А беспилотник, обслуживаемый через сервис типа Uber, был бы суперэкономичным, суперэффективным и супербезопасным.

Беспилотные автомобили, скорее всего, будут наиболее востребованы внутри городов. Сегодня вы бы не поехали на Uber из Сан-Франциско в Сакраменто, но воспользовались бы им, чтобы отправиться на следующую встречу. Не думаю, что это изменится. Десять лет – долгий срок, но не слишком. Думаю, у многих еще будут автомобили, особенно у тех, кто не живет в центре мегаполиса. Городской транспорт станет автономнее. Стоянки разгрузятся, и вы не будете кружить по району в поисках свободного места для парковки или строить огромный гараж. Но если вы собираетесь в путешествие по США, то, вероятно, просто прыгнете в свою машину.

Искусственный интеллект - "самая большая угроза для человечества"?

Так говорит Илон Маск. Думаю, в его словах есть здравый смысл, но важно не воспринимать их вне контекста. Кому-то может нравиться изучать квантовую запутанность и рассуждать о том, как "запутываются" люди. Но, на самом деле, это не имеет ничего общего с изначальным термином. Точно так же вы можете дискутировать о том, как алгоритм глубокого обучения пытается завладеть миром, но это будет ненаучно. Не существует универсальных алгоритмов, которые могут "поумнеть" настолько, чтобы стать опасными.

С другой стороны, многие отрасли могут выиграть от использования искусственного интеллекта. Первое, что приходит на ум, - медицинская промышленность. Уже существует алгоритм, который может обнаружить рак кожи так же хорошо, как опытные врачи. Многие отрасли могут извлечь выгоду из таких технологий – так, как мы, возможно, еще не можем себе представить.

О планах Uber

Преимущество работы в компании в отличие от университетской исследовательской лаборатории в том, что вы не только открываете новые идеи, но и можете оперативно реализовать их, потому что вы одновременно пытаетесь создать продукт. И, конечно же, у вас под рукой есть все необходимые ресурсы.

Работа над автономными автомобилями займет еще много времени даже после того, как мы выпустим первый. Мы не скажем: "Хватит кодов, мы закончили". Мы будем постоянно совершенствовать технологию. Первый автономный автомобиль, безусловно, будет безопасным, потому что это главный критерий, но, возможно, он будет вести себя резковато или, может быть, людям будет неудобно, потому что они не будут чувствовать себя так же, как когда за рулем живой человек. Думаю, мы будем работать над этим в течение многих лет. Кроме того, есть другие сферы, которые могут быть автоматизированы, такие как авто-, автономные морские и грузовые авиаперевозки. Эта отрасль будет существовать в течение длительного времени.

Большой вопрос заключается в следующем: какую роль искусственный интеллект будет играть в беспилотных автомобилях? СМИ заставляют вас поверить, что в настоящее время он играет большую роль, но это не так. Большинство компаний вообще не используют искусственный интеллект в автономных автомобилях. То, что делаем мы, - это глубокое обучение восприятию, пониманию окружающей среды. Но мы не учим автомобиль, как ездить. Никто не учит. Люди используют глубокое обучение как инструмент для понимания того, что находится в изображении или в данных LiDAR. И эта роль глубокого обучения, вероятно, будет расти. Будет действительно интересно посмотреть, какую роль будет играть искусственный интеллект в создании и развитии беспилотников. Это хороший вопрос.

Колонка предоставлена PR-агентством Grayling