Мария Андреева
© ComNews
26.10.2016

Общественная организация по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ), которая ведет рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи, направила обращение в Роспотребнадзор. В частности, ОПИ планирует обсудить с ведомством возможности дополнительного информирования потребителей о недобросовестных практиках в рекламных сообщениях. Кроме того, ОПИ направила обращения в два комитета Государственной Думы РФ. Основным предложением организации является кратное увеличение размера штрафов за каждое повторное нарушение законодательства о рекламе.

О том, что ОПИ планирует встретиться с представителями Роспотребнадзора РФ, корреспонденту ComNews сообщил председатель ОПИ Олег Павлов. "С коллегами из Роспотребнадзора мы хотим обсудить возможности дополнительного информирования потребителей о недобросовестных практиках. Очередная встреча должна состояться уже сегодня", - уточнил Олег Павлов.

Ранее он также отмечал, что ОПИ собирается обратиться со своими предложениями в Государственную Думу РФ (см. новость ComNews от 12 октября 2016 г.). Основным предложением организации является кратное увеличение размера штрафов за каждое повторное нарушение законодательства о рекламе.

В разговоре с корреспондентом ComNews Олег Павлов сообщил, что ОПИ уже направила свое предложение в Госдуму. Организация обратилась в Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Напомним, что в прошлом месяце ОПИ также обратилась в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС) с аналогичным предложением по увеличению штрафов, а также с предложением по созданию системы сплошного контроля рекламной активности операторов мобильной связи (см. новость ComNews от 21 сентября 2016 г.).

Как отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Олег Павлов, ответ от ФАС организация получила, но в ведомстве заявили, что у ФАС нет соответствующих полномочий. "Антимонопольные органы и иные государственные органы не имеют полномочий по осуществлению предварительного контроля рекламы до ее распространения, в том числе в силу установленного в Конституции Российской Федерации запрета цензуры", - ранее сообщал ComNews представитель ФАС России.

Говоря об уменьшении количества нарушений со стороны операторов сотовой связи, Олег Павлов отмечает, что в погоне за прибылью операторы не отказываются от запрещенных приемов, а напротив, "используют все более изощренные уловки". Свидетельством тому является обновленный рейтинг недобросовестности операторов, составленный ОПИ.

Лидером обновленного рейтинга продолжает оставаться ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС). Однако на второе место поднялось ПАО "Мегафон". По количеству нарушений "МегаФон" опередил ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Обе компании вчера от комментариев воздержались.

В обновленном рейтинге ОПИ "МегаФон" отметили за рекламу совместной акции "МегаФон" и АО "ЭР-Телеком" (бренд Дом.ru), в которой потребителям обещают скидку от 350 руб. при одновременном использовании услуг данных операторов. "За счет мелкого шрифта от потребителей скрыто, что скидку "от 350 рублей" можно получить только при подключении дорогих тарифов данных операторов. В случае выбора более доступных предложений (например, тарифа "МегаФон" "Все включено S" и пакета услуг "М" от Дом.ru) скидка не будет превышать 170-200 руб.", - отмечается в рейтинге ОПИ.

Еще одно нарушение, которое усмотрела ОПИ в рекламе "МегаФона" - введение в заблуждение о стоимости устройств. "На этот раз потребителям предлагается планшет за 3990 руб., который фактически можно приобрести только в комплекте с услугами связи и не менее чем за 5140 руб. А если услуги связи потребителю не нужны, стоимость планшета составит 8 тыс. руб.", - говорится в сообщении ОПИ.

"Билайн" отличился своей новой рекламой с тарифом "#можноВСЁ", где он предлагает "настоящий безлимитный Интернет везде, где он вам нужен", за 10 руб. в день. Вопреки заверениям оператора, как отмечают в ОПИ, безлимитные звонки осуществляются только на номера "Билайна". Кроме того, у тарифа имеется множество скрытых ограничений по субъектам РФ, использованию в различных устройствах (модем/роутер), по сценариям использования оборудования, указана плата только за первый месяц, которая в случае с планшетом взимается сразу за 30 дней.

"К сожалению, в условиях обострения конкурентной борьбы, недобросовестные операторы не отказываются от практики обмана потребителей. Напротив, в погоне за прибылью используют все более изощренные уловки", - считает Олег Павлов. По его мнению, имеется и отток абонентов из недобросовестных компаний. Косвенным тому подтверждением Олег Павлов считает попытки административного давления на более добросовестных конкурентов. В качестве примера он привел жалобу "МегаФона" и "ВымпелКома" в ФАС на ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) (см. новость ComNews от 20 октября 2016 г.).

Напомним, что ранее ОПИ предложила операторам сотовой связи ссылаться в любых видах рекламы на свой рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи и использовать отличительные знаки (см. новость ComNews от 29 сентября 2016 г.).

В основе рейтинга недобросовестности лежит анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - МТС, "Билайна", "МегаФона" и Tele2.