Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 20.09.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 67.01 EUR 78.36
20 сентября 2018 года, Чт

Гиперконвергентные системы развиваются

© ComNews
28.03.2018

Гиперконвергентные системы уже заменили привычные серверы и системы хранения данных (СХД) в 20% российских компаний. Такие данные приводит TAdviser в исследовании. Согласно прогнозам, в ближайшие три года 10% бюджетов на серверы и СХД достанутся производителям гиперконвергентных решений. 

Российский рынок гиперконвергентных инфраструктур (HCI) растет. По данным TAdviser, его объем в 2017 г. составил около 1 млрд руб. В то же время исследовательская компания IDC прогнозирует рост глобального рынка гиперконвергентных инфраструктур на 150% в год, а Gartner ожидает, что к 2020 г. 20% бизнес-критичных приложений перенесут на гиперконвергентные платформы.

Как отмечают специалисты TAdviser, рынок HCI (как глобально, так и в России) будет расти за счет миграции с традиционных платформ. Эксперты TAdviser прогнозируют, что, с точки зрения динамики объема рынка ИТ в целом, существует перераспределение затрат в пользу гиперконвергентных решений по статье "оборудование". Уже в ближайшие три года HCI может "отъесть" до 10% затрат на серверы и СХД.

Продвижение концепции HCI раньше замедляла как все еще свойственная крупному российскому бизнесу консервативность, так и недостаточный уровень осведомленности о существующих предложениях и их возможностях, говорится в исследовании. Напротив, главные стимулы инициатив на поле HCI сегодня - интерес к миграции в облако, уже достигнутая зрелость виртуализации, а также явное несоответствие возможностей устаревающей инфраструктуры новым бизнес-задачам. Основными заказчиками таких решений становятся телеком-компании, банки, а также предприятия нефтегазовой и промышленной отраслей экономики.

Количество игроков на этом рынке растет - в основном это крупные инфраструктурные вендоры. В числе лидеров - Dell EMC, НРЕ, Nutanix. В России собственное гиперконвергентное решение предлагает компания IBS ("Скала-Р").

Как отмечает TAdviser, гиперконвергентные решения ориентированы на быстро развивающийся или динамично трансформирующийся бизнес. Они обеспечивают ему возможность быстро "включать" и "выключать" необходимые ИТ-ресурсы под меняющиеся требования и наращивать производительность до необходимого уровня.

К другим значимым эффектам от гиперконвергенции TAdviser относит возможность оптимизации расходов и упрощения модернизации инфраструктур. В частности, средства виртуализации позволяют решать проблему неэффективного использования серверных ресурсов, а переход к централизованной инфраструктуре и единым интерфейсам повышает эффективность управления вычислительными мощностями.

По данным опроса TAdviser, около 50% респондентов, представляющих крупный бизнес и госсектор, рассматривают сегодня возможность обновления своих ИТ-инфраструктур. Стимулирует к этому в первую очередь проблема производительности, с которой все чаще сталкиваются в этих организациях (80%), в том числе ввиду устаревания ранее закупленного оборудования (75%). Новые требования к производительности диктуют также растущие потребности в продвинутой аналитике, в построении новых бизнес-процессов и цифровых платформ (например, Интернета вещей, приложения которого ориентированы на работу в масштабируемой и гибкой облачной среде).

По статистике TAdviser, 21% опрошенных организаций уже используют гиперконвергентные системы, еще 34% - знакомы с такими решениями и готовы рассмотреть их внедрение. Сам термин уже нельзя назвать экзотическим, но общее представление заказчиков о связанной с ним концепции сводится преимущественно к виртуализации и частному облаку.

Более половины из опрошенных TAdviser считают HCI современным архитектурным подходом. В числе главных преимуществ от использования гиперконвергентных решений около половины респондентов указывают простоту в обслуживании (48%), легкую масштабируемость (46%), а также более низкую стоимость, в сравнении с традиционным подходом к построению или модернизации инфраструктуры (39%). По мнению респондентов TAdviser, использование HCI целесообразно рассматривать под СУБД (53%), аналитические системы (45%), а также серверы приложений (40%).

Более 70% опрошенных подтверждают готовность использовать российские ИТ-продукты либо уже их внедрили. В TAdviser уточнили, что среди основных факторов, стимулирующих интерес к российским продуктам, заказчики отмечают стоимостные преимущества в сравнении с зарубежными решениями, обеспечение санкционной устойчивости, выполнение требований политики импортозамещения, доверие в вопросах безопасности к отечественным разработкам в сравнении с западными.

Начальник управления развития бизнеса центра компетенции по вычислительным комплексам компании "Техносерв" Артем Демарин согласился с оценками TAdviser. При этом, по его словам, в ряде отраслей "Техносерв" прогнозирует больший процент затрат на решения HCI (до 22-24%). Такими отраслями являются промышленность, ретейл и госпредприятия. При этом конечный объем, затрачиваемый на HCI, будет зависеть от возможностей и планов заказчиков по обновлению вычислительного комплекса (обновление парка оборудования).

"Техносерв" видит увеличение интереса к HCI-решениям и связывает это с окончанием периода недоверия и тестирования подобных решений, которые шли в 2016-2017 гг. По статистике "Техносерва", за 2017 г. более 72% пилотных проектов с участием HCI-решений признаны удачными и переведены в реализацию или забюджетированы на этот год. В совокупной оценке "Техносерв" рассчитывает на увеличение финансового объема HCI решений в 2-2,5 раза по сравнению с прошлым финансовым годом.

Как отметил Артем Демарин, активность перехода на HCI-решения пока не сопоставима с классическими решениями. "Примерно каждый третий-четвертый проект рассматривают HCI как основное или альтернативное решение, однако до реализации на практике пока доходит только каждый 10-й", - сказал он. Портфель реализованных гиперконвергентных решений "Техносерва" наиболее сильно (топ-3) представлен в госсекторе, банках и промышленных предприятиях.

Наибольшими барьерами в распространении гиперконвергентных систем, по мнению Артема Демарина, являются сомнения в технологии. Вторым по значимости барьером он назвал технологическую неготовность части приложений для работы с HCI. Чаще всего это узкоспециализированное ПО или ПО собственной или заказной разработки. Оно может составлять малую часть от объема инфраструктуры, но заставляет заказчика рассматривать два решения либо вообще отказаться от HCI в пользу классических решений, но зато соблюсти полную унификацию инфраструктуры.

Стимулами развития HCI решений, по словам специалиста "Техносерва", является возможность снижения совокупной стоимости владения и появление широкого выбора продуктов, в том числе и российских. Помимо указанной "Скала-Р", в части российских решений можно еще отметить Sharx DC и Aerodisk.

Заместитель директора департамента вычислительных систем компании "Крок" Андрей Тищенко видит кратный рост интереса к гиперконвергентным системам со стороны всех отраслей. Помимо упомянутых в исследовании крупных промышленных предприятий и операторов связи, в этих технологиях заинтересованы ретейлеры и компании с широкими филиальными сетями. В частности, в 2017 г. "Крок" реализовал проект по переводу вычислительной инфраструктуры розничной сети Selgros Cash & Carry на отказоустойчивую гиперконвергентную платформу для быстрого запуска и тиражирования ИТ-инфраструктуры в новых магазинах.

Специалист "Крока" отмечает смещение интереса заказчиков от традиционных вычислительных решений к гиперконвергентным системам. Среди заказчиков "Крока" есть большой интерес со стороны фармацевтических компаний, торговых сетей и энергетического машиностроения. Кроме того, компания сейчас тестирует гиперконвергентную систему одного из производителей для задач облачной платформы "Крока".

Среди плюсов гиперконвергентных систем Андрей Тищенко отметил короткие сроки внедрения и снижение рисков потери информации за счет создания централизованно управляемых кластеров для резервного хранения данных.

"В то же время у некоторых компаний сохраняется консерватизм и ограничения, обусловленные спецификой бизнес-приложений, замедляющие переход к гиперконвергентным системам. Такие решения созданы и однозначно подходят для ИТ-инфраструктуры, где используется виртуализация. Но могут оказаться неподходящими для задач, требующих выделенных физических серверов - например, для высоконагруженных СУБД. В таких ситуациях мы рекомендуем начинать с тестирования или пилотного проекта, чтобы четко понимать готовность инфраструктуры к нагрузкам и снять все предубеждения заказчика", - сказал он.

Руководитель отдела центра технической поддержки и сопровождения ГК "Рамакс" Сергей Куксов обратил внимание на то, что в исследовании TAdviser фигурирует целевая аудитория гиперконвергентных решений - это крупные государственные компании, телеком и нефтяная отрасль и др.

"Все эти компании имеют потребности в гибком масштабировании своих ИТ-мощностей, при этом облачные решения так или иначе неприменимы для решения этих задач, в том числе с точки зрения геополитической ситуации, отсутствия ЦОДов ведущих облачных провайдеров в России и незрелости российских облачных провайдеров. Гиперконвергентные решения позволяют таким компаниям решить вопрос масштабируемости ИТ-ресурсов наравне с удобством облачного подхода. Указанные в оценке TAdviser процентные соотношения уместны, так как отражают долю потенциала вышеуказанных компаний в сравнении с общим объемом ИТ-рынка СХД и серверов", - сказал Сергей Кусков.

Задачей вендора, по мнению Сергея Куксова, является развитие программного кода, предоставление новых функций для управления и повышение надежности решения в целом. "Немаловажной задачей также является расширение сервисной сети, представительств в регионах, так как гиперконвергентные решения приобретаются для решения бизнес-критичных задач и время простоя, связанное с временем реакции поддержки вендора, должно стремиться к нулю", - сказал он. 

Среди барьеров специалист "Рамакса" назвал in-box-решение, которое не поддается сопровождению внутренними силами ИТ, модульный ремонт (время реакции техподдержки вендора на необходимость замены модуля в регионах может иметь существенное значение), а также то, что у потенциальных заказчиков нет понимания о преимуществах гиперконвергентных решений перед традиционной ИТ-инфраструктурой.

Драйверами развития Сергей Куксов считает геополитические риски, удобство администрирования гиперконвергентных решений по принципу одного окна и сокращение затрат на персонал, а также новый функционал программного кода управления решениями, простота и гибкость управления.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости