© ComNews
09.11.2015

Финансовые показатели подразделения "Евразия" (Украина, Казахстан, Узбекистан и др.) в структуре группы компаний Vimpelcom Ltd. пока не впечатляют аналитиков. Финитоги "дочек" Vimpelcom Ltd. в этих странах в III квартале 2015 г. слабее, чем в других, на фоне сложной конкурентной, регулятивной или макроэкономической обстановки. В целом за III квартал 2015 г. выручка Vimpelсom Ltd. снизилась на 31%, до $2,4 млрд, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.

За июль-сентябрь этого года компания получила более $1 млрд чистого убытка, в том числе и из-за резервирования $900 млн в связи с расследованием коррупционных сделок в Узбекистане. Тем временем в III кв. 2014 г. чистая прибыль Vimpelcom Ltd. составляла $105 млн, говорится в сообщении холдинга. Скорректированный показатель EBITDA в III кв. 2015 г. снизился на 33%, до $1,02 млрд. Рентабельность EBITDA снизилась до 41,7% с 42,9%. Капитальные затраты группы сократились на 39%, до $457 млн, в основном из-за падения курсов национальных валют по отношению к курсу доллара.

Абонентская база Vimpelcom Ltd. сократилась на 1%, с 196,8 млн человек до 195,3 млн. "Это произошло из-за уменьшения числа абонентов, в том числе в Казахстане, на Украине, в Узбекистане, Таджикистане, на фоне сложной конкурентной, регулятивной или макроэкономической обстановки", - отмечает аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин. Число абонентов фиксированной связи осталось неизменным - 3,6 млн.

"Улучшение операционных показателей, которое мы наблюдаем в 2015 г., продолжилось и в III кв. Сервисная выручка продемонстрировала органический рост на 0,7%, а показатель EBITDA остался стабильным, если не считать резервирование $900 млн. Наша новая программа трансформации бизнеса показала прогресс", - подчеркнул генеральный директор Vimpelcom Ltd. Жан-Ив Шарлье, подтвердив прогноз по выручке оператора в 2015 г.

Как говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин, драйвером роста группы компаний Vimpelcom Ltd. остается российское ПАО "ВымпелКом". По его оценкам, следующим по перспективности является сегмент "развивающихся рынков" (Алжир, Пакистан, Бангладеш) - они показывают быстрый рост и обладают высоким потенциалом. Сложнее всего обстановка в подразделении "Евразия" (Украина, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия и Армения).

Выручка украинского "Киевстара" выросла на 14%, до 3,6 млрд гривен ($159 млн), рентабельность EBITDA увеличилась на 5 п.п. и составила 51%. Однако число абонентов оператора снизилось на 2%, до 25,7 млн, из-за высокого оттока на фоне конфликта в Восточной Украине. Выручка Beeline в Казахстане упала на 7,5%, до 33,2 млрд тенге ($110 млн), сократилась и рентабельность EBITDA - на 5,8 п.п. до 42,5%. Количество абонентов Beeline снизилось на 1% и составило 9,8 млн. В отчете компании говорится, что на показатели оператора повлияли растущая конкуренция на рынке мобильной связи и девальвация тенге.

Узбекистану, Киргизии, Армении, Таджикистану и Грузии в отчете отводится всего одна страница, и показатели операторов приводятся не так подробно, как у всех остальных государств. Мобильная выручка Unitel ("дочка" холдинга Vimpelcom Ltd. в Узбекистане) увеличилась на 8% год к году, до 475 млрд сумов ($177 млн), в результате роста в сегменте мобильной передачи данных и VAS-услуг. Тем не менее абонбаза оператора снизилась на 3% из-за появления на рынке двух новых игроков и обострения конкуренции. Напомним, что расследование деятельности Vimpelcom Ltd. в Узбекистане с 2014 г. ведут власти США и Нидерландов. Оператора подозревают в участии в коррупционных схемах (см. новость ComNews от 6 ноября 2015 г.).

В Киргизии выручка "дочки" Vimpelcom от мобильной связи выросла на 8% год к году, до 2,9 млрд сомов ($41,2 млн), за счет доходов от интерконнекта и колебания курсов валют. Выросли доходы и от мобильной передачи данных - на 32%, до 350 млн сомов. Тем не менее на положение оператора повлияла конкурентная среда на рынке и экономический спад. В Таджикистане местная "дочка" Vimpelcom также столкнулась с непростой конкурентной ситуацией и колебаниями курсов валют. Выручка оператора снизилась на 16%, до $35 млн. Это связано с уменьшением миграционного потока из Таджикистана в Россию и, как следствие, с сокращением международного трафика.

У "дочки" Vimpelcom Ltd. в Армении снизилась выручка от услуг мобильной и фиксированной связи на 3% (до 6,7 млрд драмов, или $14 млн) и 17% (до 7,2 млрд драмов, или $15 млн) соответственно. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, абонбаза оператора выросла на 13%, до 0,8 млн человек. Выручка "дочки" Vimpelcom Ltd. в Грузии упала на 4% в результате сокращения доходов от голосовой мобильной связи, которые составили 31 млн лари ($12 млн). На показатели компании также повлияло усиление конкуренции на рынке телекоммуникаций.

По объему совокупной выручки на первом месте стоит российский актив группы - ПАО "ВымпелКом" с выручкой в $1,15 млрд. Подразделение "Развивающиеся рынки" (Алжир, Бангладеш, Пакистан) принесло Vimpelcom Ltd. $734 млн, а сектор "Евразия" - $578 млн. Причем долларовая выручка во всех подразделениях упала на 10-43%, сильнее всего падение заметно по России (на 43%).

В рублях выручка ПАО "ВымпелКом" снизилась на 1%, до 72,3 млрд руб., причем выручка от услуг сотовой связи увеличилась на 1%, а от передачи мобильных данных - на 16%. Число абонентов "Билайна" за III кв. стало больше на 3% - 59 млн (в III кв. 2014 г. - 57,3 млн).

Как отмечается в сообщении компании, несмотря на падение совокупной выручки Vimpelcom Ltd., органический рост этого показателя составил 2% благодаря положительным результатам в Пакистане, Бангладеш, Киргизии, Узбекистане и на Украине. Тем не менее, по оценкам аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, холдинг представил слабую квартальную отчетность. "Показатель "органического" роста не должен вводить в заблуждение, так как он явно не является релевантным на фоне усиления инфляционного давления в том числе в РФ и на Украине", - отметил эксперт.

По итогам III кв. 2015 г. сервисная выручка выросла только в бизнес-единицах в Пакистане (на 3%) и в Бангладеш (на 8%). Остальные "дочки" Vimpelcom Ltd. показали падение сервисной выручки: меньше всего "упал" Узбекистан (на 3%).

Выручка "дочки" Vimpelcom Ltd. в Алжире (оператор Djezzy) составила 33,4 млрд динаров ($310 млн), снизившись на 3% год к году, число абонентов уменьшилось на 4%, до 16,9 млн. Выручка "дочки" в Пакистане (компания Mobilink ) выросла на 6,9% в национальной валюте - до 25,9 млрд рупий ($246 млн), абонентов стало меньше на 9% (35,2 млн человек). Доход "дочки" в Бангладеш (Banglalink) возрос на 9% до 11,9 млрд так ($153 млн), количество абонентов увеличилось на 9%, до 32,2 млн. Рентабельность EBITDA этих трех оператор выросла, составив от 44% до 54,8%.

Рыночная капитализация Vimpelсom Ltd. на 6 ноября составляла около $6,5 млрд. В пятницу на закрытии торгов на американской бирже NASDAQ акции компании упали на 0,19%. В августе Vimpelcom Ltd. представил положения обновленной стратегии. В том числе - стремление в долгосрочной перспективе к лидирующей или второй позиции на каждом рынке, где присутствует оператор (см. новость на ComNews от 7 августа 2015 г.). В начале октября норвежская компания Telenor сообщила о намерении целиком продать долю в Vimpelcom Ltd. Это решение объясняется тем, что у Telenor нет возможности полностью контролировать Vimpelcom Ltd. и "этот актив вызывал трудности" (см. новость ComNews от 6 октября 2015 г.).

В августе Vimpelcom Ltd. и Hutchison Whampoa договорились об объединении операторских бизнесов в Италии. В итоге слияние итальянского оператора Wind Telecomunicazioni (входит в Vimpelcom Ltd.) с его конкурентом, Three Italia (3 Italia), которым владеет Hutсhison Whampoa, позволит создать значимого игрока этого рынка. Wind Telecomunicazioni и 3 Italia создают совместное предприятие - Holdco, которое будет владеть и управлять их телекоммуникационным бизнесом в Италии. В новой компании каждая из сторон будет владеть долей в 50% (см. новость ComNews от 7 августа 2015 г.).