© ComNews
03.12.2015

В 2015 г. россияне все чаще предпочитали делать онлайн-покупки через мобильные устройства. Об этом говорили участники круглого стола "Современная онлайн-торговля в России". Больше всего таких онлайн-покупателей живут в Казани и Самаре.

О росте популярности мобильных онлайн-покупок сообщил генеральный директор GfK Rus Александр Демидов, выступая на мероприятии, приуроченном к 15-летию сервиса "Яндекс.Маркет". По его словам, в 2015 г., по сравнению с прошлым годом, доля онлайн-покупок через стационарные компьютеры снизилась на 5,7 процентных пункта - до 85,2%. Общая доля онлайн-покупок через мобильные устройства в нынешнем году выросла на 10% (на планшеты пришлось 5,2%, на смартфоны - 4,8%). "75% наших граждан имеют уже смартфоны", - заметил Александр Демидов.

По данным "Яндекс.Маркета" и компании GfK Rus, высока доля людей, которые делают покупки со смартфонов в городах Казань и Самара (чуть менее 50% и чуть более 40% соответственно). Следом идет Ростов-на-Дону, Петербург и замыкает первую пятерку Москва (в этих городах доля онлайн-покупок через смартфоны составила менее 40%).

Согласно данным GfK Rus, в 2015 г. наибольшее количество онлайн-покупок в России приходится на такие категории продукции, как одежда и обувь для взрослых (19%), товары для детей (11%), косметика и парфюмерия (10%). Телефоны, смартфоны, планшеты и мелкая бытовая техника составляют 9% от всех онлайн-покупок, а компьютеры, ноутбуки, комплектующие - 7%. На остальные категории товаров приходится менее 7% от всех онлайн-покупок в стране.

Доля покупателей, совершивших покупки в российских онлайн-магазинах в 2015 г., по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1 процентный пункт, до 93%. Доля клиентов китайских онлайн-магазинов выросла с 39% до 51%. Доля покупателей англоязычных онлайн-магазинов, напротив, в 2015 г. снизилась на три процентных пункта - до 23%.

В целом, по словам руководителя "Яндекс.Маркета" Павла Алешина, скорость, с которой стираются географические и временные границы при покупке товаров в Интернете, огромна. "Мы начинали "Яндекс.Маркет" в 2000 г. с 23 магазинов, а сейчас их более 18 тыс., - отметил Павел Алешин. - Сегодня наша месячная аудитория превышает 20 млн пользователей и в 2015 г. выросла на 9% по сравнению с прошлым годом". Валовый объем продаж на "Яндекс.Маркете" за 10 месяцев нынешнего года составил 72,5 млн руб., что на 23,6% больше, чем за аналогичный период 2014 г.

"Очевидно, что онлайн-торговля с ее неисчерпаемыми техническими возможностями полностью изменит ситуацию в ритейле в ближайшие несколько лет. Например, e-commerce придет к максимальному упрощению цепочки "производитель-продавец-покупатель". Именно поэтому будут востребованы такие площадки, как "Яндекс.Маркет", - способные создать максимальные условия для быстрой, удобной, выгодной и безопасной онлайн-покупки и свести в одной точке всех участников товарооборота", - заметил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.

Трансграничная интернет-торговля, как сказал в беседе с ComNews исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, растет темпами, опережающими внутренний рынок, и, по прогнозам экспертов АКИТ, в 2015 г. достигнет 35-40% от всего объема российского рынка e-commerce. Он отметил, что этот канал продаж набирает все большую популярность у предпринимателей, поскольку при продаже товаров из-за границы напрямую на имя физических лиц прибыльность бизнеса становится выше.

"При ведении бизнеса по данной схеме предприниматели легально освобождаются от целого ряда издержек: не уплачивают НДС и таможенные пошлины, не осуществляют сертификацию товаров, не несут ответственности по закону о защите прав потребителей", - резюмировал Артем Соколов.

По его словам, в 2016 г., в случае если не будет введено регулирование трансграничной интернет-торговли, ее рост может составить до 50%. В этой ситуации крупные игроки могут начать вывод своей инфраструктуры из России.

Представитель Ozon Group в разговоре с корреспондентом ComNews выделил несколько трендов 2016 г. на российском рынке e-commerce. "Это уменьшение сроков доставки, то есть открытие региональных складов, развитие мобильных продаж и фокус на цене", - перечислил представитель Ozon Group.