MVNE –конструктор

Владимир Фрейнкман, директор по маркетингу и системным исследованиям ООО «НТЦ ПРОТЕЙ»

Основная задача MVNE на любом рынке – создание технологической платформы, на которой MVNO-оператор сможет с минимальными затратами запустить свой бизнес. Именно MVNE берет на себя всю тяжесть технических переговоров, согласований и интеграций с традиционными операторами. Директор по маркетингу и системным исследованиям ООО "НТЦ ПРОТЕЙ" Владимир Фрейнкман сравнивает MVNE с конструктором LEGO, а MVNO – с игрушкой, построенной из деталей этого конструктора.


- Как Вы оцениваете рынок  MVNO и возможности MVNE-проектов в РФ, чем объясняется медленная динамика роста?

После первых успехов 2015-2016 года, когда были запущены несколько не аффилированных с операторами MVNO, рынок долго находился в состоянии осторожного ожидания. Участники изучали - жизнеспособна ли бизнес-модель MVNO в России в силу низких цен на массовом рынке, серьезной конкуренции между традиционными операторами и сложного регулирования.

Запустившиеся MVNO заняли свою нишу, они успешно работали и работают, обслуживая абонентов из целевых сегментов, но взрывного роста не случилось. И многие их последователи, проведя рыночные исследования, оценив необходимые капитальные, операционные и административные затраты, скорректировали свою стратегию, сделав ее заметно более осторожной и консервативной.

В 2017 мы видим сразу несколько деклараций о запуске MVNO-проектов, но эти декларации направлены, прежде всего, на внешнего потребителя. С точки зрения профессионального сообщества, большинство запущенных или запускаемых MVNO недалеко ушли от агентской схемы (так, VKMobile оказался просто специальным тарифом -https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/06/06/693165-vk-mobile). В условиях невысокого ARPU и значительных требуемых инвестиций операторы, выбирающие модель MVNO, настроены минимизировать свои риски и затраты на начальном этапе.

- В Европе, в отличие от Росси,  несколько десятков специализированных MVNE-проектов, может ли Россия использовать опыт?

Западная Европа имеет кардинально отличную от российской рыночную ситуацию, прежде всего, более высокий ARPU, оставляющий больше пространства для маневра, и регулирование. Под регулированием мы понимаем не только широко известный факт, что традиционный оператор обязан пустить MVNO на свою сеть (это не главное – коммерческие условия могут оказаться такими, что бизнес MVNO в итоге окажется убыточным), но и разрешенные трансграничные операции. Самые дорогостоящие узлы (например, биллинг) могут размещаться в одной из стран ЕС, но при этом обслуживать клиентов в любой стране Евросоюза. В результате, инвестиции в создание независимого MVNO сокращаются кардинально, а за счет большого количества MVNO окупается и бизнес MVNE. Именно этот факт в совокупности с удобной системой налогообложения для операций, совершаемых за пределами домашней страны, подтолкнул игроков к построению MVNE в Европе. Именно в Европе зародились многие крупные независимые MVNE, работающие сейчас по всему миру (ElephantTalk, i-New и другие).

В отличие от MVNO, для MVNE нельзя выделить четкие модели. Основная задача MVNE на любом рынке – создание технологической платформы, на которой MVNO сможет с минимальными затратами запустить свой бизнес. Именно MVNE берет на себя всю тяжесть технических переговоров, согласований и интеграций с традиционными операторами.

- Каковы факторы успеха для реализации MVNE-проектов?

Я бы выделил четыре: готовность предоставить адекватное коммерческое предложение для приходящих MVNO (например, сервисная модель с разумным ежемесячным платежом), адаптировать техническое решение под требования рынка и регулятора, наличие платформ, обладающих требуемой функциональностью, техническая компетенция (для MVNE она критична, так как у MVNO ее может не быть). Важно предоставить MVNO именно тот набор услуг и платформ, который необходим начинающему оператору. MVNE можно сравнить, если угодно, с конструктором LEGO, а MVNO – с игрушкой, построенной из деталей этого конструктора. В силу специфики регулирования и рыночной ситуации в России с большой долей вероятности успех будут иметь те MVNE, которые в той или иной степени приближены к опорным операторам, или являются их дочерними структурами, хотя, конечно, очень бы хотелось видеть на этом рынке и независимых игроков тоже.

Может ли MVNE способствовать реализации новых сервисов, "диджитализации" бизнесов?

Мы видим большой потенциал для развития MVNO и MVNE-проектов, прежде всего у гибких и динамичных игроков современного телекоммуникационного рынка, готовых предоставлять решения для реализации новых сервисов и бизнес-моделей, например, в области M2M/IOT. Отвечая на запросы рынка, и следуя концепции конструктора "НТЦ ПРОТЕЙ" создал полный набор решений, позволяющий реализовать проекты по созданию полнофункционального MVNO или MVNE "под ключ". Набор продуктов включает как элементы ядра сети, так и традиционные для компании системы для предоставления дополнительных услуг. Платформы специально адаптированы для нужд MVNO/MVNE. Нам уже удалось успешно реализовать несколько проектов по строительству "под ключ" MVNO и MVNE в России и других странах, в стадии обсуждения и реализации находятся еще несколько проектов, как с российскими, так и с зарубежными партнерами.