© ComNews
05.09.2019

Инциденты, подобные столкновению самолетов на рабочей поверхности аэродрома 3 сентября 2019 в Шереметьево, можно будет предотвратить системой A-SMGCS.

3 сентября самолет авиакомпании Royal Flight, который буксировал аэродромный тягач "Шереметьево Хэндлинг", повредил лайнер "Аэрофлота", стоявший на точке запуска и готовившийся к вылету в Пекин.

Инцидент в московском аэропорту Шереметьево произошел в 15:53 мск, Boeing 777 авиакомпании Royal Flight без пассажиров на борту в процессе буксировки, не вписавшись в необходимую дистанцию, задел крылом законцовку крыла A330 "Аэрофлота", что привело к повреждению судов.

В средних и крупных аэропортах количество взлетно-посадочных операций может достигать тысяч в сутки. В рамках глобального аэронавигационного плана (ГАНП) ИКАО для эффективного управления наземным движением внедряются системы A-SMGCS (система контроля и управления наземным движением), способные рационализировать использование рабочей площади аэродрома и повысить уровень безопасности наземных операций.

Базой для A-SMGCS является мониторинг средствами автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В 1090ES), мультилатерации (МПСН, многопозиционные системы наблюдения) и локатора обзора летного полета. Спецтехника оснащается мобильными радиомаяками АЗН-В, таким образом, диспетчер получает полную картину происходящего на аэродроме.

Многопозиционная система наблюдения "Альманах", согласно подтвержденным летной проверкой и в процессе эксплуатации системы в Пулково, Минеральных Водах и Толмачево данным, позволяет с точностью до 3,5 метров (в два раза лучше, чем международные требования EUROCAE) и вероятностью 99,9% определять местоположение воздушных судов и спецтранспорта на рабочей поверхности аэродрома.

Таких беспрецедентных точностных характеристик удалось добиться благодаря инновационному подходу в конструировании антенно-фидерных устройств и сенсоров МПСН "Альманах", а также улучшенному программному обеспечению, в основе которого лежат оптимальные функции математического анализа и моделирования.

"В случае с водителем аэродромного тягача, комплекс средств автоматизации по данным многопозиционной системы наблюдения мог выдать сообщения диспетчеру, что борта и автотранспорт не находятся на безопасном расстоянии относительно друг друга. Диспетчер имел бы возможность скорректировать ситуацию, предотвратив инцидент, повреждения воздушных судов и задержку в связи с ними", - отметили в ЦРТС.

По данным Eurocontrol, системы A-SMGCS позволяют повысить уровень безопасности полетов, обеспечивая двукратное улучшение ситуативной осведомленности диспетчеров. Это, в свою очередь, приводит к сокращению времени на руление на 20%, или до 4,5 минут, что в общем итоге приводит к экономии до 360 тысяч евро в год.