Егор Ланько, директор компании "Азбука вкуса" по omnichannel
© ComNews
18.09.2017

В розничной сети "Азбука вкуса" уверены, что технологичность – наиболее эффективный путь к повышению результативности работы и уникальный опыт, который можно быстро тиражировать в новых супермаркетах, которые компания активно открывает. Задача быть там, где твой потребитель, вместо того, чтобы "заманивать" его к себе, как прежде, требует иного подхода к выбору технологий и стратегии их внедрения. Егор Ланько, директор по omnichannel, и Георгий Михайлов, директор по инновациям компании "Азбука Вкуса", рассказали о том, как эффективнее выстраивать продуктовую стратегию с поддержкой наиболее передовыми ИТ – облачными, цифровыми и программно-аппаратными.

- Как новые цифровые технологии меняют требования к ИТ-инфраструктуре в ритейле?

Егор Ланько: Каждый год темпы инноваций возрастают, причем в геометрической прогрессии. Изменения происходят постоянно, а требования рынка быстро меняются и становятся на порядок выше, чем, скажем, пару лет назад. Мы стремимся учесть бурный рост технологий в нашей ИТ-стратегии, на уровне архитектуры, исходя из того, какими мы хотим быть через 3-5 лет, и из базовой идеи - омниканальности.

Диджитализация сегодня охватывает все процессы. Можно цифровизировать инвентаризацию, ценники, логистику, управление персоналом, интернет-магазин, рекламу и пр. Структурно есть диджитализация клиентская (внешняя), а также внутренняя, под задачи бизнеса. Как минимум, по второму направлению все ритейлеры сегодня реализуют цифровые проекты. Без этого растет риск проиграть рынок. В клиентскую диджитализацию идут с разным темпом – кто-то быстрее, кто-то медленнее. На Западе ей занимаются уже все игроки. Мы, в "Азбуке вкуса", действуем по всем направлениям, внедряя инновационные решения, которые дают дополнительную ценность для наших клиентов и имеют под собой обоснованную экономику.

- Для решения каких задач компания "Азбука вкуса" в первую очередь внедряет ИТ-решения?

Егор Ланько: В ближайшие три года нам нужны все сервисы, которые можно предлагать в магазинах онлайн и наоборот. Для этого настраивается процессинг, внедряется управление мета-данными и лояльностью, CRM-система, которая позволяет делать персонализированные предложения. Интересуют сервисы, например, в логистике, организация самовывоза, автоматизация покупок, self check-out, подстраивание витрины (онлайн мерчендайзинг), и пр. Многие из этих задач у нас еще не закрыты - находимся в процессе внедрения.

В ближайшие год-два мы планируем реализовать несколько важных инициатив по автоматизации, которые пока строго под грифом секретно.

Георгий Михайлов: У нас продуктовая стратегия, мы не занимаемся ИТ ради ИТ. Важны исключительно продукты и конечные потребители.

Георгий Михайлов, директор по инновациям компании "Азбука Вкуса"

- Каковы ваши потребности в высокопроизводительных мощностях?

Георгий Михайлов: Сколько "железа" ни покупай, мощностей всегда будет мало. Со временем всё менее интересно становится развивать свои ЦОДы, и всё более привлекательны облака. Однако, пока в облаке покрываются не все наши потребности и задачи.

Недавно мы расширили использование оптимизированных программно-аппаратных комплексов Oracle Exadata. На эту платформу полностью перенесены расчет чека, программа лояльности, маркетинговые системы. Через пару лет надеемся уже не покупать, а арендовать необходимые мощности в облаке. Удобно, что у Oracle технологии идентичны, которые мы используем в своем дата-центре и в облаке.

- Насколько "далеко" уже сегодня вы ушли в облако?

Егор Ланько: Облако не самоцель, мы используем его там, где оно точно принесет пользу. Например, можем выносить в облака системы аналитики и сложные расчеты.

Георгий Михайлов: Мы готовы уйти в облако, но пока используем его не очень активно - в основном для внутренних задач. Со временем хотелось бы перенести в облачную среду всю лояльность, а также СУБД и ERP. Держать их у себя становится все дороже и неэффективнее.

- Научилась ли "Азбука вкуса" использовать big data и получать от этих технологий прибыль?

Егор Ланько: Мы в определенной степени уже используем big data в рамках нашей программы лояльности и получаем от этого отдачу. Наша программа лояльности на Oracle Siebel Loyalty в режиме реального времени оценивает потребление каждого клиента и на основе этого предлагает товары персонально для него – на сайте, либо прямо в магазине. Персональные предложения интегрируются во все сервисы и настраиваются под каждого клиента. Мы используем элементы геймификации, когда бонусы рассчитываются также под конкретного клиента, на основе собранных данных и технологий data mining. Эффекты от анализа неявных связей измеряются откликом на персональные предложения, который растет.

- Есть ли у "Азбуки вкуса" собственный штат программистов, ИТ-специалистов? Сколько таких сотрудников и какие задачи они выполняют?

Егор Ланько: У нас есть свой штат ИТ-специалистов, и наша стратегия – наращивать экспертизу внутри компании. Хотя мы можем развиваться полностью самостоятельно, нам важно изучать и учитывать внешний опыт, в том числе мировой. Стремимся общаться с разными игроками рынка, консультантами, поставщиками, чтобы лучше понимать актуальные тренды и двигаться в правильную сторону.

Георгий Михайлов: На наши внутренние ресурсы приходится около 35% затрат, включая разработки и мобильные решения. Мобильной разработкой занимаются и внешние подрядчики. Все кастомизируемое ПО также отдано на аутсорсинг. Его долю мы планируем сокращать, а долю внутренней разработки увеличивать. При схожей стоимости она гораздо выгоднее, с точки зрения качества и вовлеченности в продукт.

- Каких технологий сегодня не хватает отрасли и вашей компании в особенности?

Егор Ланько: Лучше ставить вопрос о переизбытке технологий на рынке. Их количество уже зашкаливает, но при этом многие идут по пути wow-эффекта, а бизнесу это не нужно. Создается слишком много "игрушек", космических решений, которые не несут никаких преимуществ, не дают понятных экономических эффектов. Предложение в итоге пока не очень отвечает запросу.

Мы всегда стараемся считать экономику, поэтому отсеиваем до 90% технологий, которые нам приносят. Нас же просто не спрашивают, что нам нужно. А решают, что нам нужно, за нас. Хотя иногда среди огромного потока встречаются интересные решения.

Наш подход к выбору технологий строится от задач бизнеса и конкретных требований к проекту. Исходя из них, мы ищем решение на рынке, которое сможет максимально удовлетворить наш запрос. Однако готового и подходящего под наши бизнес-процессы мало. В итоге многие сервисы мы разрабатываем внутри. Это не касается промышленных решений, формирующих нашу ИТ-платформу (ERP, система управления лояльностью и др.) и аппаратных средств, на которых она работает. Клиентские же надстройки чаще разрабатываем мы сами. Соответственно постоянно ищем партнеров и компетенции. И здесь уже люди – гораздо более слабое место, чем технологии. Потребность в разработке растет не пропорционально росту числа разработчиков.

- Какие "горячие" технологические тренды - облака, искусственный интеллект, интернет-вещей, облака, дроны, VR и пр. вы уже используете в своем бизнесе? Какую ценность вы от них ожидаете?

Егор Ланько: По большей части это "космические" идеи, требующие больших ресурсных инвестиций. А отдача от них появится через 3-5 лет, когда будет и возможность реализовывать такие инициативы существенно дешевле.

Иногда мы делаем имиджевые проекты - например, сейчас запускаем в магазинах промо-роботов. Но важнее реализовать то, что быстро внедряется и дает эффект.

 

Интервью подготовлено порталом "Цифровая экономика" в партнерстве с блогом Oracle