Игорь Хереш: "Беспилотные автомобили - это далекая для России перспектива"
Игорь Хереш,
директор по развитию бизнеса АО "Группа Т-1"
© ComNews
09.10.2017

Пассажирский транспорт - важная составляющая экономики страны, так как это способ каждого из нас передвигаться и получать доступ к образованию, работе, медицинскому и социальному обслуживанию. К 2016 году доля автобусов, эксплуатируемых с превышением установленного срока службы, увеличилась до 50%. В зависимости от региона, его удаленности и доступности, а также плотности населения и качества дорог, сроки эксплуатации автобусов варьируются от 5 до 20 лет. Отсюда, в том числе, и печальная статистика ДТП.

По официальным данным ГИБДД видно, что за июнь-июль 2017 года в России произошло около 1,5 тыс. ДТП различной степени тяжести. В результате этих аварий погибло более 70-ти человек и более 2 тыс. ранены. И это только на пассажирском транспорте. 50% ДТП из этих аварий возникли из-за нарушения ПДД водителями автобусов. При общей тенденции сокращения аварийности в России, количество ДТП на пассажирском транспорте растет. Если взять показатели за июнь-июль 2016 года, то очевидно, что количество ДТП на пассажирском транспорте возросло на 80%, число погибших - на 25%, а число раненых - более, чем на 60%.

Менять нельзя терпеть?

Почему растет количество ДТП на пассажирском транспорте? Среди причин и устаревшие подходы к регулированию перевозок, и неэффективность контроля оплаты проезда пассажиров, и не доработанные с учетом современных норм жизни государственные требования к перевозкам, и многое другое, что в конечном итоге упирается в финансы.

Инвестиции в автобусный пассажирский транспорт упали на 10%, что в рублях примерно 11,5 млрд руб. В масштабах государства – деньги небольшие, зато на качестве сервиса такое сокращение сказалось порядочно. Сегодня на дорогах мы видим устаревшие автобусы, которые часто не оснащены необходимым навигационным оборудованием и не отвечают требованиям безопасности, экономичности и комфорта для современного транспорта.

Одна из множества причин, препятствующих обновлению пассажирских автопарков, - это низкая прибыльность компаний-перевозчиков. Около 63% предприятий, относящихся к крупным и средним, являются убыточными. Зачастую, выполнив контракт на перевозки, транспортные предприятия сталкиваются с длительным ожиданием проверки отчетов, а значит, и получения перевозчиками выплат. Отсюда низкие зарплатные ставки, отсутствие мотивации у водителей водить безопасно и аккуратно, отсутствие должного уровня контроля и необходимости бережно относиться к доверенному ТС, предоставлять честный, качественный сервис гражданам.

Получается формула: чем меньше вложений в транспортную отрасль, тем больше нагрузка на ТС и на водителей, а значит, тем выше вероятность поломок и ДТП. Эдакий "порочный" круг, который усугубляет тот факт, что спрос на перевозки в последние годы снижается. Это вызвано:

а) использованием устаревших и неэффективных маршрутов;

б) снижением стоимости проезда на такси с сохранением качества сервиса и развитием сервисов каршеринга и райдшеринга;

в) не снижающийся интерес пользователей к личным автомобилям.

По-видимому, наступило время, когда закрывать глаза на "состояние здоровья" пассажирского транспорта невозможно. Пора принимать решение о смене парадигмы с "вечно латать" на "качество и проработка" сопутствующих финансовых процессов пассажирских перевозок.

Спасение в беспилотниках?

Возьмем, к примеру, недавно утвержденный властями курс на цифровизацию экономики России. Программа захватывает значительное количество сфер жизни общества, и в первую очередь, направлена на реорганизацию системы управления, которая должна обеспечить прозрачность работы аппарата, а также упрощение и удешевление сопутствующих бизнес-процессов. Отдельное внимание уделяется подготовке отечественных специалистов и созданию инфраструктуры "умных" городов. Большие надежды на сокращение аварийности возлагаются на беспилотный транспорт, подключенный к инфраструктуре "умного" города.

По мнению аналитиков Google, повсеместное использование автомобилей без водителей позволит сократить аварийность на дорогах до 90%. Логично, ведь, чем меньше человек допущен к управлению, тем ниже вероятность ошибки. В программе испытаний беспилотных гуглмобилей участвуют более 20 машин, проезжающих около 16 тыс. км в неделю. Гуглмобили попали в 11 ДТП за шесть лет испытаний. И все 11 ДТП были незначительными и произошли по вине других участников дорожного движения.

Для России это далекая перспектива, хотя беспилотные авто у нас тоже делают и тестируют, правда пока только на закрытых площадках.

В начале августа пресс-служба Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы объявила об открытии первого полигона для тестирования беспилотных автомобилей в технопарке "Калибр" в Останкинском районе Москвы. Трасса длиной 400 м повторяет городские условия: автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка и тд.

Ожидание чуда

А если серьезно, то по оценкам разных экспертов, масштабное внедрение беспилотной техники с рыночной долей около 90% можно ждать не раньше 2030 года (плюс-минус 5 лет), но это только в том случае, если удастся создать и протестировать в масштабах города технологии защиты подключенных автомобилей от киберугроз.

Для повышения эффективности управления транспортом в тексте проекта "Цифровая экономика" на ближайшее будущее (2018-2019 г.) запланированы разработка, пилоты и внедрение требований к информатизации пассажирского транспорта, "пилотные" проекты по автоматизации управления парковками. Систему транспортного моделирования планируют опробовать в 2020 году, но лишь в пяти городах. Итого, очевидно, что более-менее работающие решения "новой" экономики мы увидим не раньше 2025 года.

Решение рядом!

Если обратиться к сегодняшнему дню, то картина немного скромнее. В качестве реально работающих продуктов и кейсов, способствующих сокращению аварий, существуют десятки решений. Мы, как компания-интегратор телематических решений, реализуем инструмент контроля качества вождения (DBA) водителей пассажирского транспорта. Инструмент позволяет вычислить манеру вождения водителей, оценить их добросовестность и вероятность попадания в ДТП. В зависимости от объема автопарка и срока использования системы, DBA - решения позволяют сократить количество штрафов за нарушение ПДД и аварийность в среднем два раза.

Экспертный совет технического университета МАДИ признал наше решение инновационным и конкурентоспособным относительно подобных продуктов.

Такие системы сбора телеметрических данных - часть будущих разработок, в том числе для беспилотных машин. Благодаря накопленной информации и предиктивной аналитике, можно предотвращать аварии, сокращать расходы на ремонт и содержание оборудования.