© ComNews
22.01.2018

ПАО "Ростелеком" стало победителем в тендере на оказание услуг по обеспечению передачи навигационных и телеметрических данных с оборудования, смонтированного на транспортных средствах комплекса городского хозяйства города Москвы. Заказчиком услуг выступил Департамент информационных технологий (ДИТ) города Москвы. Начальная цена контракта составила 1,3 млрд руб.

"Ростелеком" выиграл тендер по госконтракту на оказание услуг для ДИТ по обеспечению формирования и бесперебойной передачи навигационных и телеметрических данных в Автоматизированную систему управления "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы" от телеметрического оборудования, смонтированного на транспортных средствах комплекса городского хозяйства города Москвы.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1,38 млрд руб. В тендере приняли участие две компании - "Ростелеком" и ЗАО "Глобус-Телеком" (дочерняя компания "Ростелекома"). Хотя "дочка" предложила реализовать проект за сумму в 842 млн руб., победителем в тендере стал "Ростелеком", согласившийся выполнить контракт за 1,325 млрд руб.

Согласно конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок, срок оказания услуг составит два года после даты заключения госконтракта. Контракт пока не подписан.

Как сообщили корреспонденту ComNews в пресс-службе ДИТ, контракт в настоящий момент находится на стадии заключения. "В соответствии с конкурсной документацией к закупке, у департамента есть до 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", - добавили в пресс-службе.

Данный проект реализуется по государственной программе Москвы "Информационный город", утвержденной постановлением правительства Москвы от 9 августа 2011 г. №349-ПП, в рамках подпрограммы 2 "Создание интеллектуальной системы управления городом Москвой". Финансирование выделяется из столичного бюджета.

В документации к тендеру перечислено пять типов услуг. Сюда относятся услуги по формированию телеметрических данных, передаче данных с транспортных средств (ТС), информированию водителя ТС о состоянии формирования и передачи навигационных, телеметрических и производственных данных, обеспечению круглосуточной технической поддержки и ремонта оборудования и сервисному обслуживанию и замене оборудования.

Как пояснили корреспонденту ComNews в ДИТ, проект предполагает организацию централизованной передачи сигналов ГЛОНАСС, датчиков уровня топлива и контроля бортовых механизмов. ДИТ будет получать сигналы навигации и телеметрии со всей техники государственных бюджетных учреждений города Москвы. Такой техники насчитывается около 14,5 тыс. единиц.

Также ДИТ будет получать сигналы со всех установленных датчиков уровня топлива. Данные устройства появятся у около 12,5 тыс. транспортных средств, отметили в пресс-службе. Департамент также будет получать сигнал с установленных датчиков по контролю работы бортовых механизмов, включающихся с пульта или бортового компьютера. "Таким образом, 77% процентов действующей городской техники будет оборудовано ГЛОНАСС и 59% - датчиками уровня топлива", - резюмировали в пресс-службе ДИТ.

По условиям контракта, будут проводиться работы по тарировке датчиков уровня топлива для точности передачи данных. Кроме того, добавили в пресс-службе ДИТ, предполагается обслуживание датчиков и их замена (за исключением тех, что меряют уровень топлива). Подрядчик обеспечит большой подменный фонд датчиков на случай выхода из строя или других чрезвычайных ситуаций.

Другой крупный оператор - ПАО "МегаФон" также активно работает на рынке Интернета вещей в транспортной сфере. Например, компания оснастила Центральную диспетчерскую службу Кирова 2000 специализированных терминалов с SIM-картами, установленными в автобусах и троллейбусах, и оказывает услугу "M2M-мониторинг". В пресс-службе пояснили, что с ней диспетчеры могут контролировать все маршруты в режиме реального времени и фиксировать нарушения в движении.

Также в качестве пилотного проекта специалисты "МегаФона" предложили установить на дорогах Челябинска умные знаки, оснащенные IoT-датчиками, которые автоматически будут отправлять информацию о состоянии объекта на сервер оператора.

Начальник управления интеллектуальных транспортных систем компании "Техносерв" Николай Клепиков заметил, что внедрение телеметрии на городском транспорте формирует основу интеллектуального управления городским хозяйством. "Получение широкого спектра данных онлайн позволяет повысить контроль и безопасность, оптимизировать работу транспортного комплекса, сократив перепробеги, расходы на горюче-смазочные материалы, реагенты", - рассказал он.

Эксперт в области решений по промышленному Интернету вещей ГК Softline Сергей Монин добавил, что телеметрия на транспорте - популярное направление для внедрений в последнее время.

Директор по развитию бизнеса АО "Группа Т-1" (входит в ГК "Ренова", создано для развития телематических продуктов и сервисов на основе навигационных технологий для потребительских и корпоративных рынков) Игорь Хереш в беседе с корреспондентом ComNews объяснил, что, несмотря на то что большинство транспорта ЖКХ оснащено устройствами ГЛОНАСС, этого недостаточно, чтобы осуществить контроль транспортной работы. К устройству ГЛОНАСС необходимо подключить большое количество датчиков со всех исполнительных механизмов техники ЖКХ. По его словам, есть большая разница в том, проехала ли машина по маршруту просто так или с включенным оборудованием.

Специалист Softline обратил внимание на то, что уже сейчас есть спрос на расширение функциональности. Он привел примеры ряда грузов, при перевозке которых необходимо соблюдать особый режим транспортировки.

"Для мороженого требуется поддерживать микроклимат внутри изотермического контейнера - за этим следит датчик, который интегрирован в общую систему мониторинга, установленную на конкретном грузовике, и эта информация передается в диспетчерскую службу перевозчика. Хрупкому оборудованию противопоказаны резкие толчки - при наличии акселерометра система тоже может такую информацию собирать и передавать. С помощью датчиков можно также контролировать работоспособность водителя - фиксировать косвенные признаки усталости и рекомендовать ему остановиться для отдыха. Также в определенных пределах можно контролировать исправность подвижного состава и тем самым планировать ремонты. Например, датчики вибрации на полуприцепе могут сообщить о критическом износе ходовой части", - говорит Сергей Монин.

Игорь Хереш отметил, что подход ДИТ существенно отличается от подходов по стране. "Если данные с блока ГЛОНАСС пришли целиком и не было повреждений в GPRS-пакетах, то ДИТ платит "Ростелекому". Если по каким-то причинам - связь плохая или появились проблемы с блоком - телеметрия пришла не вся или нет целостности данных, то ДИТ в этом случае вправе не оплачивать услугу. Таким образом, задача "Ростелекома" в данной ситуации сделать все возможное, чтобы потери были единичные", - объяснил специалист "Группы Т-1". Он также обратил внимание на то, что "Ростелеком" отвечает только за connectivity (передачу данных), а не за выполнение транспортной работы.

В связи с этим возникает вопрос: кто и как может контролировать транспортную работу. Как сообщил Игорь Хереш, в регионе в первую очередь этим будет заниматься Региональная навигационно-информационная система (РНИС). Она позволяет фиксировать выполнение транспортной работы не только в области ЖКХ, но и на пассажирском транспорте, и в других отраслях.

Специалист "Группы Т-1" заметил, что существует тренд на появление все большего количества услуг по передаче телеметрических данных не только на транспорте, но и в промышленности. "Основная задача этого тренда, если мы говорим не про транспорт, а про промышленность, в получении данных для предотвращения аварий - прогнозирование поломок, для осуществления сервиса станков, турбин и прочего оборудования по требованию", - пояснил он.

"Сегодняшний тренд в следующем: чем больше датчиков, тем качественнее телеметрия. Чем качественнее телеметрия, тем больше данных, а соответственно, при умении обрабатывать эти данные, тем точнее аналитика", - подытожил Игорь Хереш.

Николай Клепиков из "Техносерва" сделал вывод, что телеметрия формирует базис умной инфраструктуры, позволяющий в дальнейшем серийно внедрять беспилотный транспорт на дорогах общего пользования и обеспечивать новый уровень контроля безопасности движения.