Иван Рубцов: "Цифровизация — это запуск автоматизированного процесса, процесса, который идет по заложенному человеком алгоритму, но без участия человека".
Иван Рубцов,
заместитель генерального директора по работе с ключевыми заказчиками компании КРОК
© ComNews
26.02.2018

Переход к цифровой экономике — необходимость для тех компаний, которые желают получить клиентов из числа экономически активного населения крупных городов и создать задел на будущее, предлагая удобный способ получения услуг поколению, родившемуся в компьютерную эру. Роль интегратора здесь — предложить какие-то новые технологии, решения стартапов (хотя и заказчики активно изучают их возможности), роботизировать ту часть процесса, где интеллектуальный вклад человека минимален, сделать свою привычную часть работы по интеграции систем, а также стать неким гарантом долговечности технологии стартапа (не секрет, что стартап — структура недолговечная, им свойственно распадаться, их первооткрыватели часто переключаются на что-то другое, забрасывая еще недавно бередившие их ум идеи).

Ядром цифровой экономики можно назвать данные, которые сегодня являются одним из ценных бизнес-активов. Хотя технологии Big Data на самом деле уже более 10 лет, только сейчас компании нащупали для себя эффективные бизнес-сценарии ее использования. В какой-то степени один из них задало государство, когда в 2017 году был принят закон 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов". Например, КРОК реализует для банков проекты на базе Big Data, в которую из разных источников консолидируется информация о контактах с должниками. Это и помогает избегать превышения допустимого лимита на количество контактов с должником и соблюдать требования закона.

Хочется еще вспомнить утвержденные несколько лет назад 152-ФЗ "О персональных данных" и 242-ФЗ об обязательном хранении персональных данных россиян на территории России. Не сразу, постепенно они подтолкнули заказчиков к локализации инфраструктуры внутри страны, переходу на российские дата-центры и облачные сервисы российских провайдеров. Для многих зарубежных компаний, которые переводили персональные данные россиян в нашу страну одними из ключевых требований при выборе облачных платформ стали гибкость развертывания размещенных в облаке сервисов, непрерывность их работы и безопасность. Поэтому для многих заказчиков стали важными и гарантии бесперебойной работы самого ЦОДа, где размещена облачная инфраструктура провайдера. Очевидно, что выбор делался в пользу облаков, базирующихся в ЦОДах уровня Tier III, чей показатель надежности гарантирует заказчикам отказоустойчивость на 99,9% и составляет не более 1,5 часов простоя в год. Например, в облаке КРОК на базе собственного ЦОД размещен российский сегмент международной социальной сети Loqui, знаменитый сервис по поиску знакомых, товаров, услуг или мероприятий. За 2017 облако КРОК получило много серьезных клиентов, благодаря высокому качеству сервиса. Этот сервис предоставляет наша облачная команда для компаний, которые размещают в облаке свои основные бизнес-системы.

Одним из лидеров цифровизации в мире является финансовая отрасль. В конце января Минфин опубликовал законопроект "О цифровых финансовых активах", который российская банковская отрасль ожидала довольно давно. Документ описывает использование не только цифровых активов, но и смарт-контрактов и должен дать старт развитию в России решений на платформе блокчейн. Опыт КРОК показывает, что можно ожидать высокий экономический эффект.

Технологический полигон

Технология блокчейн стала одной из самых обсуждаемых в 2017 году. В ее сторону пристальнее других смотрят банки, но изучают и другие отрасли. Однако внедрений даже в мировом масштабе не так много. КРОК первым из российских интеграторов реализовал реально работающий проект на этой платформе. Теперь крупный банк с помощью блокчейна контролирует главные события инвестиционного процесса.

Потенциал технологии очень большой. Думаю, что она станет одним из ключевых элементов цифровой экономики. Например, Объединенные Арабские Эмираты прорабатывают перевод на блокчейн реестра граждан и всех въезжающих в страну людей. Это позволит упростить идентификацию личности при пересечении границы, а граждане страны смогут получить доступ к любым государственным сервисам всего лишь по предоставлению ID. В медицине появится возможность создать единую базу конфиденциальных данных, в виде цифровых медицинских карт. Это будет настоящим прорывом, потому что история болезней человека может собираться с рождения, и независимо от места получения медицинских услуг. Блокчейн потенциально применим и на автомобильном рынке, и в ритейле, и в сельском хозяйстве, и в логистике.

В любом случае цифровая трансформация не обойдет стороной ни одну отрасль экономики. Более того, в процессе цифровизации границы между отраслями стираются. Уже сейчас мы видим, как банки пытаются стать ИТ-компаниями и силами своих инсорс-подразделений внедряют тот же блокчейн. При этом для работы над серьезными проектами по-прежнему нужны опыт и компетенции. 25 лет на ИТ-рынке позволяют КРОК исключать риски, которые сейчас возникают в работе с молодыми финтех-стартапами.

Например, для многих остается актуальной проблема устаревшей ИТ-архитектуры, с которой сложно запустить цифровые сервисы. Как правило, в таком случае компании арендуют облачную инфраструктуру, позволяющую мгновенно наращивать или убавлять вычислительные мощности для развертывания и доработки онлайн-сервисов.

Иногда устаревшая инфраструктура тормозит не только создание новых сервисов, но и скорость существующих процессов в компании. Эту задачу способна закрыть гибкая микросервисная архитектура и сервисы по роботизации, когда действия специалистов воспроизводятся в существующих системах по записанным заранее скриптам. В КРОК, например, мы поручили роботам все рутинные процессы в компании: поиск сотрудников, помощь в получении справок, оплату счетов, заказ пропусков и командировок, бронирование переговорных комнат.

Однако роботизация это всего лишь небольшая часть из целого ряда цифровых технологий, которые предусматривают минимальное участие человека в бизнес-процессах компании.

Есть и более сложный комплекс решений, который позволяет минимизировать человеческий фактор. Искусственный интеллект в сочетании с технологиями Big Data позволит роботизировать различные производственные процессы в компании. Сейчас это один из самых динамично развивающихся сегментов ИТ. Например, сервис КРОК по интеллектуальному мониторингу на базе машинного обучения способен накапливать опыт и оптимизировать решение проблем в инфраструктуре: смоделировать рост числа покупателей в горячий сезон и оценить необходимые вычислительные мощности.

К слову, многие компании сейчас не только пристально мониторят технологические новшества в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения, но и внедряют озера данных (Data Lake), где накапливают информацию, из которой в будущем смогут извлечь выгоду. Так наши клиенты из банковской отрасли уже взяли этот подход на вооружение.

На пороге цифрового прорыва сегодня остановилась отрасль, долгие годы не страдавшая от обилия информатизации, — строительство. BIM — информационное моделирование — это подход, который оптимизирует затраты (и деньги, и время) на всех этапах жизненного цикла строительного объекта, от проектирования до эксплуатации и даже утилизации. Сегодня уже странно подходить к созданию нового объекта с двухмерными чертежами. Но BIM — это не только и не столько 3D-чертежи всех систем объекта, это подход, позволяющий держать всю документацию по объекту в едином информационном пространстве, из этого же пространства отдавая наряды на работы, которые в ряде случаев выполняют роботы и роботизированная строительная техника. Те, у кого внедрен BIM, могут быть спокойны: всё оборудование и узлы будут обслужены в нужный момент, что обязательно снизит стоимость владения объектом. И интеграция систем финансового учета, проектного учета, систем проектирования тех или других инженерных частей проекта помогут жестко контролировать затраты, сроки введения в эксплуатацию, стоимость владения, качество обслуживания объектов. КРОК — единственный ИТ-интегратор в России, который озадачился тем, что собрал все технологии цифровизации строительства вокруг BIM-модели. Специалисты компании входят в экспертный совет по вопросам поэтапного внедрения технологий информационного моделирования (BIM) в промышленном и гражданском строительстве при Минстрое России. И опыт КРОК востребован не только в России, но и в странах с очень развитыми технологиями строительства.

Среди технологий, которым отведено важное место в цифровизации российской экономики, — виртуальная, дополненная и смешанная реальность. КРОК входит в рабочие группы по внедрению этих технологий в образовательный процесс, в промышленность (точнее, в разработку новой продукции). Но и сфера куль туры не остается в стороне от инноваций. Например, в 2017 КРОК реализовал уникальный проект по оцифровке зала Юпитера Государственного Эрмитажа. Виртуальный зал успел уже попутешествовать по стране в небольшом сервере, посетители надевали 3D-очки и неспешно прогуливались среди в интерьерах музейного зала, разглядывая весьма реалистично выглядящие предметы античного искусства, огромные статуи, над которыми можно было даже взлететь или обойти кругом, саркофаги и довольно мелкие предметы. Цифровой музей — это тоже решительный шаг в сторону цифровизации общества и цифровой экономики.

Ментальность рынка

КРОК уже не первый год является одним из признанных лидеров российского рынка ИТ-услуг (IDC, 2017, Tadviser, 2016, Pierre Audoin Consultants, 2015), и мы видим, что услуга сегодня отличается от услуги и параметров её оказания 10 или даже 5 лет назад. В определенный момент мы увидели вектор своего развития в предложении заказчикам управляемых сервисов, которые дают им возможность покупать услугу, а не строить проект, быстро подключаться, быстро дополнять параметры, быстро отключаться. Базисом для многих управляемых сервисов становятся облака. Облачная платформа становится преимуществом для быстрого запуска онлайн-сервисов. Например, КРОК внедрил технологии Digital Signage из собственного облака на 20 мультимедийных экранах вендинговых автоматов, расположенных в переходах московского метрополитена. Заказчик сервиса получил возможность привлекать внимание аудитории к товарам в режиме 24/7 за счет яркой и динамичной рекламы и стимулировать продажи непосредственно в зоне работы вендинговых автоматов.

Цифровизация — это запуск автоматизированного процесса, процесса, который идет по заложенному человеком алгоритму, но без участия человека. Интерфейсом общения с пользователями процесса могут стать чат-боты или сайт, мобильное приложение. Цифровизация с применением чат-ботов и роботов позволяет ускорить бизнес-процессы благодаря минимизации человеческого фактора. Это особенно актуально для рутинных процессов, которые человеку выполнять скучно, его внимание притупляется вследствие монотонности, однообразия действий. КРОК начал эту тему несколько лет назад, сначала для автоматизации процессов ИТ-поддержки, а сегодня боты внедрены в процессы подбора персонала, маркетинга, юридического обеспечения, и уже экономят время работы сотрудников компании.

В новом цифровом мире многое меняется. КРОК нацелен не только на оцифровку классических бизнес-процессов, но и на помощь заказчикам в монетизации их деятельности. Для этого КРОК вывел на рынок "цифровой генератор" новых сервисов заказчика. Мы формируем agile-команды экспертов, системных архитекторов, Data Scientist, маркетинговых аналитиков и специалистов по диджитал-продвижению, которые вместе с предметно-ориентированными специалистами заказчиком готовы создать так называемый MVP (минимально-ценностный продукт) будущего цифрового сервиса. Заказчик далее проверяет его на пробных клиентах, если результат устраивает, то КРОК поможет запустить сервис и привести в порядок инфраструктуру, на которой он базируется, чтобы процесс "летел" без задержек.

Я уверен, что всех нас ждет успешное будущее с прозрачными бизнес-коммуникациями, защищенными сервисами и быстрой аналитикой.