Евгений Ковнир: "В ходе профессионального диалога, когда представители бизнеса, экспертного сообщества и государства ведут обсуждение, очень быстро проясняется, как в стране можно что-то улучшить"
Яков Шпунт
© ComNews
07.05.2018

Летом 2017 года была принята программа развития цифровой экономики. Для координации взаимодействия бизнеса и государства при ее реализации было создано АНО "Цифровая экономика". Генеральный директор организации Евгений Ковнир рассказал корреспонденту "Стандарта" Якову Шпунту о том, чего уже удалось достичь и какие задачи предстоит решить в ближайшей перспективе.

- Какова предыстория создания АНО "Цифровая экономика"?

- Идея создания организации, которая координировала бы развитие цифровой экономики в России, возникла у представителей государства на самом высоком уровне и окончательно была сформулирована прошлым летом в поручении президента по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. За этим последовало постановление правительства от 28 августа 2017 года о создании организации, в котором был определен круг ее полномочий – довольно интересный и даже уникальный. Он заключается в организации диалога власти с бизнес-, научным, профессиональным и экспертным сообществами о развитии цифровой экономики.

Учредителями АНО стали российские интернет-компании (ООО "Яндекс", ООО "Рамблер Интернет Холдинг", Mail.RU Group Ltd.), телекоммуникационные холдинги (ПАО "Мобильные ТелеСистемы", ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом"), представители финансовой сферы (ПАО "Сбербанк", госкорпорация "Внешэкономбанк"), компании с государственным участием (госкорпорация "Ростехнологии", госкорпорация "Росатом", ПАО "Ростелеком", ФГУП "Почта России") и др. Всего в состав учредителей вошли 16 компаний: все они являются лидерами в своей сфере и имеют богатый опыт в развитии цифровых технологий. Естественно, их разработки и наработки будут полезны государству для реализации программ, направленных на создание цифровой экономики, а также для их масштабирования на разные сферы деятельности.

Летом 2017 года была учреждена государственная программа "Цифровая экономика РФ", которая задает общие рамки цифровой стратегии. Осенью на ее основе при участии АНО был разработан план деятельности, необходимый для того, чтобы выполнить поставленные задачи. Впервые право поучаствовать в этой работе получил бизнес, что стало своего рода управленческим экспериментом. До этого, насколько мне известно, представители бизнеса напрямую не участвовали в формировании подобных планов. Нашей задачей стало выстраивание диалога между бизнесом и государством, а также организация процесса верификации и согласования планов, для чего были определены центры компетенций и созданы рабочие группы.

Таким образом, в прошлом году были разработаны планы по развитию информационной инфраструктуры, обеспечению информационной безопасности, формированию научно-технических заделов и нормативному регулированию, которые были одобрены председателем правительства РФ в декабре 2017 года. План по кадрам и образованию – в феврале 2018 года. Все вместе они охватывают деятельность на ближайшие три года и включают около 1,5 тыс. мероприятий, реализуемых государством и бизнесом по пяти ключевым направлениям развития цифровой экономики.

- Работаете ли вы на перспективу? Ведь многие технологии с точки зрения законодательства находятся в "серой зоне", что создает массу сложностей и проблем.

- Текущий вариант государственной программы включает в себя пять направлений. И они касаются в первую очередь создания необходимых для формирования цифровой экономики условий. Их можно сравнить с фундаментом для возведения здания. При этом экономическая составляющая цифровой экономики прежде всего заключена в цифровой трансформации отраслевых/рыночных направлений. В соответствии с поручением председателя правительства РФ в дополнение к обозначенным выше ключевым направлениям должны появится еще и отраслевые. Для этого при АНО создан совет по цифровой трансформации экономики, который рассматривает заявки различных инициативных групп. Они касаются, например, медицины (включая телемедицину, использование искусственного интеллекта для постановки диагнозов, применение носимых устройств и сбор и обработка информации с них), логистики и транспорта, сельского хозяйства.

Совет уже поддержал и передал в правительство несколько заявок от таких инициативных групп. Они связаны с отдельными моментами развития здравоохранения и транспорта. И конечно, мы продолжим привлекать всех заинтересованных профессионалов к участию в нашей работе.

Что касается вопросов законодательного регулирования, то ситуация, когда закон принят, но не работает из-за отсутствия каких-то подзаконных актов, возникает очень часто. Чтобы этого избежать, необходим комплексный подход. Только так можно добиться того, чтобы внедрение каких-то изменений не вредило, а наоборот, давало новые возможности. Мы также предлагаем начинать проекты со своего рода пилота, когда тестирование новшеств будет проходить в ограниченных масштабах с использованием временных схем, "песочниц". В случае успеха и отсутствия проблем такое внедрение можно будет масштабировать. А если возникнут узкие места, то станет ясно, какие моменты действительно нуждаются в нормативном урегулировании. И это лишь один из возможных механизмов нормативного регулирования в рамках программы.

- Приходится ли разъяснять чиновникам и представителям бизнеса необходимость мер, которые вы предлагаете? Если да, то насколько часто?

- Мы работаем с профессиональным сообществом, с добросовестными участниками рынка. Они составляют планы, и они же их реализуют. Разработка планов в рамках госпрограммы идет в открытом формате. Реализовать какие-то лоббистские и кулуарные схемы тут в принципе невозможно. В ходе профессионального диалога, когда представители бизнеса, экспертного сообщества и государства ведут обсуждение, очень быстро проясняется, как в стране можно что-то улучшить. Мы собираем настоящих патриотов, которые действительно хотят ускорить развитие страны и ее экономики. Они хотят, чтобы гражданам было комфортно, бизнес работал рационально, государство эффективнее выполняло возложенные на него задачи, а также чтобы взаимодействие граждан и бизнеса с государством занимало минимум времени и усилий.

Хотя при этом я лично допускаю, что наши инициативы могут кому-то создать трудности. Но если, например, агрегаторы услуг такси доставляют неудобства таксопаркам, то это проблема таксопарков, которые своевременно не перестроили бизнес. Не вижу оснований создавать искусственные препоны и запреты для доступных, удобных и выгодных потребителю сервисов. Скажем, "уберизация" в Москве не привела к уменьшению количества такси – наоборот, оно выросло, поскольку за счет снижения цен увеличился спрос на услугу. Не сократилась и налоговая база. И получается, что все от этого только выиграли. Поиск и развитие похожих сценариев в других отраслях – одна из наших задач.

- С какими проектными рисками чаще всего приходится сталкиваться?

- В целом мы сталкиваемся с типовыми управленческими рисками, которые появляются в ходе любого проекта. Например, часто возникает проблема определения сроков. В итоге, во время реализации на практике оказывается, что для решения одних задач сроки оказались завышенными, а по другим задачам мы не успеваем. Главное, чтобы при этом не возникало серьезных конфликтов, которые разрушают доверие между участниками процесса.

- Помогает ли вам прежний опыт работы выстраивать диалог между властью, бизнесом и экспертным сообществом?

- Да, прежний опыт, полученный, что называется, по разные стороны баррикады, очень помогает. Имея практику развития собственных бизнесов, начинаешь хорошо понимать стартапы. Работа в крупной ИТ-компании и госслужба помогают выстраивать диалог с участниками ИТ-рынка и чиновниками, понимать их логику. А картины мира у них действительно разные, и терминология заметно отличается. Но при этом абсолютное большинство участников цифровой экономики искренне хочет сделать что-то полезное и что-то изменить на данном историческом отрезке, причем не ради собственной выгоды. Они стремятся договориться друг с другом и найти сценарий, который будет приемлем для всех. Тут не обойтись без умелых модераторов, и в этом качестве часто выступают руководители направлений АНО. К слову, для них опыт работы в бизнесе и госструктурах является обязательным требованием. Только с таким багажом можно стать модератором диалога между государством и бизнесом, без которого ни о какой совместной продуктивной деятельности не может быть и речи.