Дарья Рябчикова: "Диджитализация - это фундаментальные изменения, которые затрагивают все без исключения департаменты, взаимоотношения с подрядчиками и партнерами и трансформирует большинство процессов"
Дарья Рябчикова,
управляющий директор,
директор продукта Atlas Delivery
© ComNews
10.06.2019

Диджитализация - едва ли не самое популярное слово, когда речь заходит об инновациях в логистике. Цифровизация цепочки поставок единодушно признана всеобщим трендом и глобальным будущим индустрии. Но поспевает ли практика диджитализации за большими обещаниями теоретиков? И с какими препятствиями сталкиваются отважные инноваторы на пути к успеху?

Существует расхождение между ожидаемым эффектом диджитализации и тем, как происходит внедрение инноваций на практике. Большинство руководителей признает, что диджитализация позволит бизнесу справляться с современными вызовами. Большинство европейских компаний уже инвестируют в диджитализацию. Согласно отчёту JDA/WMG’s 'Delivering the Digital Dividends’, 56% приступают к внедрению технологий с целью повысить прибыль и сократить расходы. Оставшиеся 44% инвестируют в инновации в поисках современных бизнес-моделей.

Однако только 14% компаний, запустивших процесс диджитализации, продвигаются дальше пилотной стадии. Из них лишь 13% сообщают, что добились успеха в цифровизации цепочки поставок. Еще 31% компаний предполагают, что процесс диджитализации будет окончен не ранее 2023. Звучало бы пессимистично, если бы то меньшинство, которое сумело внедрить технологии на практике, не рапортовало об ощутимом росте прибыли.

Так почему, несмотря на подтвержденную пользу и колоссальные инвестиции, диджитализация проходит так тяжело и имеет такой процент неудач? И как перенести этот процесс из теоретических бизнес-планов в реальную жизнь? Команда Atlas Delivery, реализовавшая несколько десятков проектов с отечественными и зарубежными компаниями рассказывает о наиболее распространенных препятствиях на пути инноваций и способах их преодоления.

Разрыв между ожиданиями и первыми результатами Корректные ожидания компании о первых результатах внедрения инноваций - залог того, что проект не завершится после пилота взаимным разочарованием клиента и ИТ-провайдера. Пилот – это быстрый и дешевый способ проверить функциональность ПО и бизнес гипотезы. Ожидать и тем более обещать на первых порах кратный рост прибыли по меньшей мере недальновидно. И, тем не менее, завышенные ожидания - это самая частая причина сворачивания проекта на стадии пилота.

Даже самый технологичный софт сам себя не внедрит. Вершить внутреннюю технологическую революцию с ИТ-системой и краткой инструкцией по её применению невозможно. Внедрение инноваций - это совместный труд компании и провайдера, который включает в себя анализ и трансформацию бизнес-процессов, интеграцию и настройку систем, обучение сотрудников, аналитику и многое другое. Отсутствие адекватного сопровождения со стороны провайдера и недостаточная включенность компании - вторая по распространенности причина отказа от проекта диджитализации.

Осознание масштаба проекта. Зачастую только на пилотной стадии компания осознает, сколько работы предстоит совершить. Диджитализация - это фундаментальные изменения, которые затрагивают все без исключения департаменты, взаимоотношения с подрядчиками и партнерами и трансформирует большинство процессов. Часто руководители бизнеса приходят к выводу, что компания не готова к таким изменениям.

Проект запускается и реализуется разными людьми. Нередко люди, ответственные за запуск инноваций, не участвуют в последующем внедрении. Реализация проекта "спускается" на сотрудников, которые не понимают, зачем менять налаженные процессы. Диджитализация встречает серьезное сопротивление инновациям внутри компании, и это четвертая по распространенности причина отказа от диджитализации.

Как же преодолеть эти препятствия и реализовать амбициозный проект на практике? Atlas Delivery попросили своих клиентов выделить несколько правил:

Правильный менеджер проекта - половина успеха. Менеджер проекта должен не только отлично знать внутренние бизнес-процессы, ИТ-систему и обладать выдающимися коммуникативными навыками, но и быть способным оставаться крайне настойчивым на протяжении многих месяцев. Проще говоря, он должен мотивацией, уговорами, санкциями и даже угрозами убедить коллег, подрядчиков и их сотрудников включиться в процесс и на протяжении долгого времени следить, чтобы никто из участников не выпал.  

Мотивация и отвага. Каждый сотрудник от руководителя до курьера должен понимать, зачем он участвует в диджитализации, и какие преимущества он получит. Как правило, опытный ИТ-провайдер уже имеет сформированную программу обучения для всех уровней и подскажет вам как именно мотивировать тот или иной департамент.  

Покупайте не функционал, а достижение бизнес-результатов. Формулируйте вместе с провайдером четкие гипотезы и метрики, по которым вы будете понимать, что технологии помогают достигать бизнес-целей. К примеру, внедряя систему управления логистикой, вы хотите довести количество доставленных вовремя заказов с 65% до 90%. В первую неделю вы выявляете точное количество заказов, доставляемых вовремя, а на третьей уже можете судить, уменьшилось ли количество опозданий благодаря внедренным технологиям.

Двигайтесь короткими итерациями. Это позволит быстро проверять поставленные гипотезы и корректировать программу внедрения. К примеру, вы предполагаете, что умная маршрутизация позволит доставлять на 15% больше заказов в день. Но практика показывает, что производительность не изменилась. Система помогает выявить "узкое место" процесса: к примеру, это может быть процесс погрузки на складе, который отнимает по 2-3 часа у водителя ежедневно. Тогда вместе с провайдером вы сначала прорабатываете эту зону и затем возвращаетесь к маршрутизации. Весь процесс займет 2-3 недели и не нужно ждать окончания 3-6 месяцев пилота.

Баланс аутсорса и in-house решений. Внутренняя разработка технологий требует в 5-10 раз больше ресурсов, чем внедрение готового решения. Последние позволяют быстро запуститься и проверить, нужен ли в принципе компании этот функционал. Более того, для пилота вам не всегда нужно тратить ресурсы на обучение технологиям сотрудников. Например, Atlas Delivery может предоставить команду опытных логистов и диспетчеров, с которыми компания проведет пилот и определится подходит ли ей ИТ-система.

Выберите провайдера, который будет сопровождать вас в течение всего процесса диджитализации. Только совместное решение возникающих задач и регулярная коммуникация позволит эффективно внедрить инновации и получить целевой эффект.  

Диджитализация действительно крайне трудоемкий процесс, который требует от компании колоссальных ресурсов и мотивации. К счастью, в распоряжении рынка уже имеется опыт первопроходцев, реализованные кейсы и практики, использование которых существенно облегчит нелегкий процесс внедрения технологий.