© ComNews
08.07.2019

8 июля 2019 года в Государственной Думе РФ состоялись большие парламентские слушания, посвященные вопросам развития цифровой экономики в России. Одним из ключевых вопросов мероприятия стала тема развития беспилотных транспортных средств на основе искусственного интеллекта (ИИ).

С установочным докладом по этому направлению выступила президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова.

В сообщении было отмечено, что основной целью создания технологий автономного управления транспортом является повышение безопасности дорожного движения. Если за все время военного конфликта в Сирии в 2018 году, по данным неправительственных организаций этой страны, погибло примерно 7 тыс. мирных граждан, то показатель смертности на дорогах России за этот период времени, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, составил 18 214 человек, 214 853 человек было ранено. Кроме того, отечественные страховые компании ежегодно вынуждены выплачивать порядка 83 млрд. рублей возмещений по случаям различных ДТП. "Очевидно, что сегодня это одна из острейших национальных проблем", - говорит Ольга Ускова.

Содействовать ее решению призван национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", одним из ключевых показателей которого, является снижение смертности на дорогах более, чем 3 раза за 5 лет. По словам Ольги Усковой, задача стоит предельно амбициозная, но к счастью сегодня есть технологии, способные помочь ее решить, речь идет об ИИ в системах активной безопасности.

Действительно, технологии ИИ позволяют сегодня за доли секунды с высокой точностью определить опасную ситуацию и реализовать сценарий снижения рисков (предупреждение водителя, экстренное торможение, маневр и пр.). При этом практика действий водителя говорит о том, что если он будет предупрежден о риске ДТП хотя бы за 0,5 секунды – риск возникновения аварии снижается на 60%, а если предупреждение поступит за 2,5 секунды, то удастся избежать более 90% ДТП.

"Серьезной поддержкой направления разработок ИИ для беспилотного транспорта является стратегия ИИ, разработанная Сбербанком России по инициативе Германа Грефа". Это важнейший документ, определяющий вектор развития одного из ключевых направлений экономики, позволяющий нашей стране создавать конкурентоспособную продукцию и занять ведущие позиции на мировом рынке в этом сегменте", - продолжает Ольга Ускова.

В докладе было отмечено, что индустрия беспилотных транспортных средств активно развивается за рубежом, параллельно с созданием необходимой нормативно-правовой базы. Важным этапом этого процесса стала директива Европейского союза UE (347/2012 & 351/2012) по обеспечению безопасности дорожного движения, вступившая в силу в 2016 году и которая предписывает оснащать все грузовые автомобили, зарегистрированные или используемые в границах ЕЭС специальными системами, обеспечивающими безопасность дорожного движения (системы автоматического торможения система контроля за выходом из полосы движения).

Также в 2016 году Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) и Институт страхования дорожной безопасности (IIRS) объявили, что производители автомобилей в США согласились включить автоматические системы аварийного торможения в качестве стандартной функции практически для всех новых автомобилей, продаваемых в США к 2022 году.

"Если мы посмотрим на промышленность и автопарк в России, то у нас ситуация ассиметричная. Наша страна находится на 13-м месте по производству автомобилей 1,7 млн (1,8%) от мирового, но при этом занимает 5-е место (около 50 млн. машин, 3,9%) от мирового автопарка в эксплуатации. В то же время российские технологические компании абсолютно не уступают зарубежным в уровне технологий ИИ, сенсорике, робототехнике. Они полностью готовы и способны в кратчайшие сроки решить задачи по обеспечению российских автовладельцев доступными системами активной безопасности высочайшего качества. Конечно законодательная поддержка окажет очень серьезную помощь. Возможно это направление должно стать частью упомянутого национального проекта", - говорит Ольга Ускова.

В качестве примера эффективного развития направления беспилотного транспорта в России был приведен опыт Томской области и ее губернатора Сергея Жвачкина, не только создавшей условия для разработки конкурентоспособных на мировом рынке систем для управления беспилотниками, но и активно внедряющей отечественные решения в этой области в реальные проекты экономики региона. В мае месяце этого года ряд аграрных предприятий области объявил о внедрении отечественных систем искусственного интеллекта для беспилотного сельхозтранспорта для повышения эффективности уборки урожая зерновых культур,

В докладе были обозначены приоритетные вопросы развития отрасли беспилотного транспорта, требующие решения на законодательно уровне: закрепить в законодательстве необходимость стандартизации интеллектуальных систем активной безопасности транспортных средств, формирования требований и процедур по сертификации таких систем на территории России; необходимость стимулирования использования интеллектуальных систем активной безопасности отдельными группами владельцев автомобилей (пассажирские и коммерческие перевозки); необходимость стимулирования массового использования интеллектуальных систем активной безопасности за счет возможности применения льготных тарифов по ОСАГО; обеспечить возможности и регламентирование процедур оснащения интеллектуальными системами активной безопасности автомобилей, находящихся в эксплуатации.