Мнение / август 2019
Почему роботы не заменят брокеров

Михаил Королюк: "Несмотря на преимущества машинного интеллекта, с одним его недостатком стоит смириться: робот может и будет совершать ошибки. Виной тому статистические закономерности — основа его работы"
Михаил Королюк,
аналитик и начальник отдела доверительного управления компании "Солид"
© ComNews
26.08.2019

Инвесторы все чаще используют робо-эдвайзинговые сервисы. Это своего рода финансовые консультанты для ленивых: машина отслеживает скачки рынка и предлагает оптимальные решения по управлению активами. Насколько такие помощники безопасны, как они работают и как научиться им доверять, рассказывает аналитик и начальник отдела доверительного управления инвестиционно-финансовой компании "Солид" Михаил Королюк.

Прививка от неэффективности

Человек — существо, далеко не всегда рациональное. Нам свойственен азарт, жадность и страх – мы систематически нерациональны, что приводит к принятию нами провальных решений. Рассмотрим простой пример: рынок на некоторое время застрял в "боковике", игроки успели привыкнуть к устоявшимся ценам и считают их справедливыми. В один прекрасный момент на горизонте появляется тренд, меняющий правила игры, и большинство привыкших к прежним ценам инвесторов продает активы, считая, что цены стали "неоправданно высокими", и, в результате, пропускает большую часть тренда. Потом понимают ошибку и… бросаются покупать их заново, причем ближе к концу роста.

Такие иррациональные действия формируют "неэффективности" — паттерны группового поведения неудачников. Но если кто-то систематически проигрывает, рядом всегда найдется победитель. Эта идея стала фундаментом технического анализа — предшественника робо-эдвайзинга.

Работа робо-эдвайзера начинается с изучения рынка. Система выявляет существующие закономерности, предсказывает, в какую сторону будет меняться рынок в ближайшем будущем, и на основе полученных данных разрабатывает для пользователя план действий. В этой схеме человеческий фактор сводится к минимуму — только холодный машинный расчет.

Еще одно преимущество робо-консультанта — невысокая стоимость: процентный сбор взимается лишь от суммы вклада более $10 тыс. Сегодня общий объем капиталов под управлением робо-эдвайзинговых сервисов роботов-консультантов составляет $150 млрд.

Как все начиналось

Сначала нью-йоркские трейдеры вели записи на больших листах миллиметровки — по одному листу на одну компанию. Каждый день они рисовали графики движения, а потом вручную искали графические закономерности, сигнализирующие о росте или падении. Некоторые достигли заметных успехов и разработали не только первые алгоритмы и торговые стратегии, но и успешно их реализовали. Например, "черепахи"-трейдеры на основе простых алгоритмов смогли зарабатывать в год сотни процентов. Об этом рассказывает предприниматель Майкл Ковел в книге "Черепахи-трейдеры: легендарная история, ее уроки и результаты".

Дальше — больше. Время на анализ рыночных закономерностей постепенно сокращалось: если сначала оценку проводили день ото дня, то потом — час от часа, а вскоре диапазон сузился до секунд и миллисекунд. Одновременно с этим усложнялись и алгоритмы вычислений: все чаще трейдеры привлекали машинный интеллект и изучали тонкие аспекты поведения групп конкурентов на биржах.

Оценка рисков и доверие

Несмотря на преимущества машинного интеллекта, с одним его недостатком стоит смириться: робот может и будет совершать ошибки. Виной тому статистические закономерности — основа его работы.

В обычной ситуации вероятность роста акций составляет около 50%, и система ищет ситуации, в которых эта вероятность увеличивается до 60-70%. Этого достаточно для уверенности в принятом решении, но "антивируса" от отдельных убыточных сделок не существует. Они — та самая плата за возможность выигрыша, и необходимо оценивать итоговую прибыль  "что в итоге", а не результаты отдельных сделок.

Однако, пока говорить о вымирании брокера как профессии рано. Дело в том, что все алгоритмы имеют свой жизненный цикл: они рождаются, живут и умирают. Они умирают либо после ухода с рынка систематически проигрывающей группы трейдеров, либо после их выхода из категории неудачников. В итоге появляется потребность в новых алгоритмах, и пока переход от жизненного цикла одного робота к жизненному циклу другого невозможно автоматизировать.

Куда держим курс?

Робо-эдвайзеры — звезда инвестиционной сферы. Согласно прогнозам международной консалтинговой компании Deloitte, в 2020 году в распоряжении робо-эдвайзинговых сервисов  будет  около $3,7 трлн, а в 2025 году — $16 трлн. Главные игроки американского робо-эдвайзингового рынка — сервисы Betterment и Wealthfront.

По статистике 85% вновь пришедших на рынок спекулянтов проигрывает в первые полгода. Позиции роботов здесь заметно устойчивей, и уже сейчас есть "системы систем", когда торгуется не один алгоритм, а множество, и инвестор использует их в зависимости от характера рынка и результатов.

Робо-эдвайзинг сделает более доступными услуги финансовых консультантов, что, в свою очередь, снизит "проходной минимум" для начинающих инвесторов. Уже сейчас понятно, что роботы — не замена существующих игроков, а их главный помощник, способный выполнять "грязную" работу и сократить время для принятия решений.