Мнение / март 2020
Менять порядок работы, а не автоматизировать текущий: 5 ключевых фактов ИТ-рынка в 2020 году

Дмитрий
Васильев

старший партнер группы компаний "Лига Цифровой Экономики"
© ComNews
10.03.2020

В 2020 году в России по-прежнему будут в тренде все хайповые темы последних лет: блокчейн, криптовалюты, Big Data, IoT, искусственный интеллект, распознавание фотографий лиц и других изображений, работа с биометрическими данными. Продолжит расти степень использования мобильных устройств для решения различных задач на производстве, в бизнесе и сфере услуг. Эти продвинутые технологии будут развиваться под требования конкретных проектов, играя все большую роль в каждой отрасли и нашей жизни.

Усиление роли государства

Очевидно, что усиливается контроль и повышаются требования по реализации национальной программы "Цифровая экономика". Ожидаю, что в отличие от прошлого года, средства, предусмотренные для финансирования в рамках этой программы, станут доходить в полной мере до получателей: подрядчиков на федеральном и региональном уровне.

Конечно, чтобы это происходило не "под занавес" 2020 года, правительству и министерствам нужно многое сделать. Но, как и большинство в нашей ИТ-сфере, я испытываю оптимизм в связи с назначением новым премьер-министром Михаила Мишустина и новым министром цифрового развития Максута Шадаева. В общем, ждем повышения активности в отрасли и увеличения финансирования по контрактам.

Однако вслед за финансированием придут и "цифровые" требования. Надо понимать, что и Мишустин, и Шадаев – люди активные, сильно погруженные в детали цифровых технологий, с большим опытом реализации таких проектов. Как следствие, требования к исполнителям станут еще жестче. Надо будет не просто выполнять объем работ по автоматизации чего-либо как ранее, а давать результат, устраивающий потребителей (неважно, кого именно – чиновников или граждан) не меньше, чем в случае пользования аналогичными системами в коммерческом секторе России или мира. Если подрядчик делает систему обслуживания заявок от населения по заказу органа власти, то она не должна уступать подобным ей решениям в банках или телекоме. При том, что бизнес эти системы доводит до ума десятилетиями.

Менять порядок работы, а не автоматизировать текущий

Важный тренд, который уже пришел на рынок, и в 2020 году только усилится: проекты будут непременно требовать решения не только технических задач функциями систем и не только организационных мероприятий, обеспечивающих использование созданных ИТ-решений. В большинстве случае проекты будут требовать структурных изменений у заказчика. Это кардинальное различие: не автоматизация сложившегося порядка работы и регламентов (как было в большинстве случаев последние 10 лет), а изменение, прежде всего, самого порядка оказания сервиса органами власти, изменение подхода к работе, отказ от документов в пользу цифровых данных. Это сложно. Но именно это требуется!

Источники и модель финансирования в этом году и позднее будут менять "баланс сил". Все больше проектов будут финансироваться не полностью за деньги клиента – начнут применяться различные схемы "разделения экономической ответственности" за результат. Поясню. Доля внедрений, финансируемых частично заказчиком, частично инвестором или даже частично самим подрядчиком, будет расти. Это варианты государственно-частного партнерства или инвест-проектов. Будет распространяться схема "оплата за используемый сервис" – без оплаты за непосредственно создание данного сервиса. По моей оценке, эти и некоторые другие альтернативные схемы займут до половины от всего объема финансирования в ближайшие пять лет.

Равнение на цифровизацию Московской области

В России новый министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций – Максут Шадаев. Говоря о том, какие тренды будут востребованы на региональном уровне в части цифровизации госсектора, я бы присмотрелся к тому, чем занимался Максут Игоревич на посту министра государственного управления и информационных технологий Московской области.

В первую очередь, это работа не только в части технологий и проектов автоматизации, но и работа по развитию методологической базы, управленческих и организационных процессов. Это очень важно, потому что без системного изменения работы ведомств невозможно эффективно заниматься цифровизацией их деятельности.

Пример эффективного организационного решения – создание в Московской области центра управления регионом. Это интеллектуальная площадка, которая консолидирует качественные и количественные показатели по всем направлениям деятельности органов власти региона. Причем собирают информацию о показателях работы ведомств сотрудники центра, не сотрудники соответствующего органа власти.

К примеру, работаешь ты в сфере соцзащиты населения, а кто-то другой, не из твоего ведомства, ведет мониторинг и сбор данных о результатах твоей деятельности и твоих коллег. Вся информация доступна в онлайн-режиме и понятной форме представлена руководителям области и соответствующего органа власти. Все прозрачно, все в цифрах. Руководство может посмотреть на динамику, на показатели и сформулировать необходимые решения.

В ИТ-проектах технологии уходят на второй план

Согласитесь, это сильно отличается от принятого в основной массе подхода, когда где-нибудь "на ковре" руководители учреждений рапортуют об успешной работе главам субъектов федерации? Центр управления регионом – это совсем другой принцип работы: деятельность чиновников независимо и объективно измеряют статистика и цифры, а не мнения. И уже на базе этих данных руководство требует отчеты и предложения по улучшению.

Что этот подход означает для регионов? Ответ в том, что с 2020 года технологии уходят на второй план приоритетов в ИТ-проектах госсектора. Да, как ни парадоксально. На первом плане – работа по трансформации процессов внутри органов власти. И уже новые процессы реализуются в ИТ-системах.

Пути движения

Для полной картины мира стоит обозначить, в каких еще направлениях будет двигаться отечественная цифровизация ближайшие годы. Это повышение доступности госуслуг в электронном виде, фокус на сокращении времени, которое тратит человек на их получение. Сокращение издержек для малого и среднего бизнеса с помощью цифровых решений, в частности сервисов контрольно-надзорной деятельности всех видов. Развитие интеллектуальных систем обеспечения безопасности населения.

Будет происходить централизация данных и объединение процессов работы: движение от отдельных ведомственных систем к общим базам данных и единым платформам с общими функциями. Например, одна платформа контрольно-надзорной деятельности – для всех ведомств в регионе, которые выполняют такую функцию, а это не меньше дюжины структур.

Стоит ожидать повышения эффективности управления и принимаемых решений руководством регионов за счет прозрачности и широкого контроля за исполнением полномочий каждым сотрудником каждого органа власти. Это персональная ответственность, которая достигается средствами цифровых систем.