Андрей
Пономарев

генеральный директор онлайн-платформы Webbankir
© ComNews
07.09.2020

По прогнозам WEF, уже к концу 2022 года в глобальной экономике могут исчезнуть более 75 млн рабочих мест, которые будут автоматизированы с помощью современных ИТ-решений. Пандемия ускорила этот процесс: с одной стороны, экономический кризис затормозил выделение бюджетов на новые ИТ-проекты, но с другой – все больше компаний из разных отраслей осознали неотвратимость цифровизации. В современных, далеко не стабильных условиях – это один из важнейших факторов устойчивого ведения бизнеса. А значит, на смену рабочим местам, которые находятся под угрозой исчезновения, приходят новые. Представляем ИТ-специальности, которые будут крайне востребованы в посткоронакризисном мире.

Аналитики больших данных

Сейчас уже все индустрии поняли, что правильно обрабатывать нарастающие объемы информации – это значит получить в свои руки очень эффективный инструмент для развития бизнеса. И компетенции именно в обработке больших данных, по данным WEF, особенно волнуют представителей разных отраслей экономики. Важность ИТ-специальности, связанной с обработкой big data, на первое место поставили 85% опрошенных. В частности, этой специальностью сейчас особенно заинтересованы 89% компаний в сфере авиации и туризма, 87% – в нефтегазовой сфере и здравоохранении, 86% – в финансах.

Именно большие данные лежат в основе систем искусственного интеллекта, которые сегодня широко применяются в кредитном скоринге для оценки платежеспособности потенциальных клиентов. Например, по официальным заявлениям руководства Сбербанка, его дополнительные доходы за счет использования систем искусственного интеллекта в 2019 году составили $700 млн. Сейчас на основании решений, принимаемых искусственным интеллектом, банк выдает 100% кредитных карт, более 90% потребкредитов и свыше 50% ипотечных кредитов, а уже к концу текущего года все решения о выдаче кредитов там будет принимать искусственный интеллект.

Еще несколько лет назад внедрению ИИ мешала разрозненность данных информационных систем. Сейчас же это препятствие устранено с помощью так называемых ETL-систем (extract, transform, load), которые извлекают данные из внешних источников, производят их трансформацию и очистку под потребности конкретной бизнес-модели. А вот проблема с правильной интерпретацией этих данных осталась, прежде всего потому, что компаниям не хватает аналитиков big data.

Главная задача этих по-настоящему редких специалистов – создавать гипотезы о том, какие параметры данных должен сопоставлять ИИ, чтобы повысить точность скоринговых моделей. Например, big data-аналитики в финтехе должны совмещать в себе компетенции сразу нескольких сотрудников: программного инженера, менеджера по рискам и неплохо разбираться в самом финансовом продукте. Поэтому неудивительно, что такие профи ценятся очень высоко.

Разработчики мобильных приложений

Согласно данным портала Superjob, по итогам прошлого года самым востребованной ИТ-специальностью в России стали разработчики мобильных операционных систем iOS и Android, а также так называемые UI/UX-дизайнеры – "разработчики интерфейсов с учетом пользовательского опыта". По оценкам Superjob, конкурс на вакантную должность в этом сегменте рынка труда был очень низок – менее двух человек на место. Высокий спрос, безусловно, сохранится и после пандемии, так как компании будут уделять особое внимание развитию своих сервисов, главное требование к которым – понятный и доступный интерфейс. К слову, мы тоже использовали период спада деловой активности, вызванный распространением COVID-19, для запуска нового мобильного приложения на платформах iOS и Android, сократив время от подписания договора до поступления денег на карту клиента с одной-двух минут до трех секунд.

Специалисты по облачным вычислениям

В середине июля на бирже NASDAQ состоялось IPO американской финтех-компании nCino. В ходе торгов первоначальная цена на акции взлетела на 195%. Стартап nCino, выросший из небольшого подразделения банка Live Oak в Северной Каролине, предлагает банкам продвинутую облачную платформу, которая способна автоматизировать многие процессы, от открытия счета до расчета рентабельности клиента и управления жизненным циклом кредита. Сегодня среди клиентов nCino крупные финансовые организации из Северной Америки, Европы и Азии.

Новое время рождает спрос на эффективные облачные решения, а следовательно, и на специалистов в этой сфере. К 2023 году инфраструктура более чем половины новых предприятий будет строиться на облачных и периферийных вычислениях – против менее чем 10% сегодня, прогнозирует международная исследовательская компания IDC, аналитики которой делают вывод, что в ближайшие несколько лет каждая третья должность в сфере информационных технологий будет связана с облаками. Аналитики Gartner подчеркивают, что облачные и периферийные вычисления будут ключевым элементом развития таких областей, как интернет-вещей (IoT), а также онлайн-ритейл, роль которого в период пандемии особенно возросла.

ИТ-тестировщики

Несколько лет назад компания Nissan вынуждена была отозвать более 3 миллионов автомобилей из-за проблем с подушками безопасности. При разбирательстве выяснилось, что в конструкции неправильно была отлажена работа сенсоров, которые активируют подушки безопасности. Данный пример показывает, что мало разработать эффективное ИТ-решение, нужно его качественно внедрить и отладить. С этой задачей должны справляться тестировщики.

Приведу пример и из своей, финансовой сферы. В результате введения ограничений из-за коронавируса до 95% офлайновых офисов кредитных организаций в различных регионах России оказались закрыты. Между тем, их онлайн-коллеги продолжали операционную деятельность и сохранили прибыльность. Этот урок не прошел даром. Сегодня даже те компании, которые раньше специализировались только на традиционном кредитовании, запускают онлайн-направления. А те, кто уже выдает деньги через интернет, работают над повышением эффективности своих сервисов, чтобы сохранить конкурентные преимущества. И тем, и другим нужны тестировщики.

Не надо быть программистом, чтобы проверить продукт с точки зрения удобства для клиента. Например, в нашей компании с этой функцией прекрасно справляются сотрудники колл-центра: по роду своей деятельности они постоянно работают с клиентскими сервисами и отлично в них разбираются, поэтому кому как не им обращать внимание на вещи, которые можно было бы усовершенствовать.

Однако для поиска недоработок и уязвимостей в самом программном продукте без квалифицированных ИТ-специалистов не обойтись. Поэтому спрос на хороших тестировщиков будет стабильно высоким. Впрочем, с точки зрения работодателей хорошо, что в отличие от big data-аналитиков, которые должны быть глубоко погружены во внутреннюю кухню компании, тестировщиков на многие проекты можно привлекать на аутсорсинге.