Евгений
Госьков

заместитель директора по развитию ГК "Нетрика"
© ComNews
05.10.2020

Инвесторов привлекают регионы с продвинутым руководством и легкими и понятными условиями для ведения бизнеса. Электронные сервисы для согласования строительных проектов могут стать мощным драйвером для привлечения инвестиций в регионы, а для застройщиков – серьезно сократить расходы на проекты. Цифровые отношения между государством и строительным комплексом: это еще миф или уже реальность?

Зачем строителям цифровизация и прозрачность

Еще до начала пандемии 2020 года застройщики стремились сокращать любыми способами затраты при реализации строительных проектов. Очередным толчком для этого послужило изменение законодательства и переход на эксроу-счета, который ограничил доступ к финансовому ресурсу многим компаниям. В текущей кризисной для экономики ситуации, на фоне общего падения спроса, экономия и поиск новых ресурсов стали ключевой стратегией.

Большинство традиционных способов сэкономить уже исчерпали свой потенциал. Застройщики обратили внимание на цифровизацию и начали искать пути снижения стоимости постройки зданий за счет использования новых технологий. Например, сейчас пользуются спросом сервисы, которые позволяют автоматизировать значительную часть работ, перевести проектирование и анализ участков для застройки в электронный вид; вычислить, где компания может снизить расходы. Застройщики экспериментируют с удаленной демонстрацией и бесконтактной покупкой квартир; внедряют сервисы, упрощающие взаимодействие застройщика, покупателя и банков; управляют недвижимостью при помощи технологий "умного дома", AI и Интернета вещей.

Но оказалось, что значительный потенциал экономии лежит в плоскости, которая не зависит от игроков рынка, а находится на стороне государства.

В структуре затрат на строительство жилого комплекса площадью 10-12 тыс. кв. м административные затраты могут достигать 9% – по оценкам экспертов одного из крупных застройщиков Санкт-Петербурга, это соответствует показателю в среднем в 72 млн рублей.

Часто высокий уровень затрат связан с простоями, вызванными долгими процессами согласования и получения необходимых документов. Ведь один день простоя строительства можно сравнить с убытками порядка 925 тыс. рублей. Чем быстрее проводятся процедуры, тем меньше временных, а значит и финансовых затрат несёт застройщик. Ускорение согласований с госструктурами и организациями возможно переводом всех процессов в электронные сервисы.

Сокращение сроков сдачи объектов и их ввода в эксплуатацию является одной из ключевых задач современной строительной компании. Сейчас с момента планирования до реализации проекта может пройти от пяти до десяти лет. Из них около трёх лет может занимать общий срок получения "пятна" под застройку и исходно-разрешительной документации. И ситуации, когда жилые дома морально устаревают уже на этапе ввода в эксплуатацию, нельзя назвать редкими. Если бы удалось сократить процесс согласований с трёх лет до полугода-года, то это ускорило бы срок сдачи проектов на 20-30%. А город бы быстрее получал инвестиции в основной капитал за счёт строительства.

Практически все крупные застройщики уже понимают, какие выгоды им несет перевод в цифровой формат всех взаимоотношений с государством. Сокращение сроков застройки, серьезная экономия ресурсов на подготовку и переделку бумажной документации, прозрачность каждого этапа согласований, ускорение сроков получения всей разрешений, возможность прогнозировать эти сроки и снижать риски для строительных проектов – это мечта любого строителя.

Интересно ли это, в свою очередь, государству?

В чем выгода для государства?

Одним из важных KPI в сфере регионального управления в нашей стране является позиция региона в рейтинге инвестиционной привлекательности. Регионы борются за попадание на топовые места, которые, впрочем, не гарантируют стабильного положения в рейтинге – все зависит от усилий, который регион ежегодно предпринимает для улучшения делового климата. Например, в только что вышедшем свежем рейтинге АСИ за 2020 год Санкт-Петербург поднялся с 5 на 4 место, Нижегородская область скакнула с 57-го места на 18-е, а Тюменская область, которая была третьей год назад, опустилась на 12-е место. Позиции в рейтинге хорошо демонстрируют особенности регионального развития, и руководству регионов, да и федеральной власти, важен этот показатель.

Строительство новых объектов является одним из основных направлений инвестиций в России. Например, в Санкт-Петербурге на строительство приходится 42% от направляемых инвестиций – их объём достиг 314 млрд рублей в 2018 году, согласно данным Росстата.

Упрощение и повышение прозрачности строительного процесса, цифровизация взаимоотношений власти и инвесторов напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона или конкретного города среди инвесторов – наряду с другими важными факторами, такими как изменение нормативно-правовых актов, введение мер поддержки бизнеса, налоговых льгот и субсидий и т.д.

При составлении рейтингов регионов эксперты оценивают сроки и количество процедур для получения разрешений на строительство – это объективный показатель, который рассчитывают по специальной методике. Но ускорение процесса строительства может косвенно отражаться в ещё одном показателе – удовлетворённости бизнеса работой исполнительных органов государственной власти. Если создавать электронные сервисы и ускорять предоставление услуг, удовлетворённость компаний вырастет.

Но нельзя забывать и про процедуры, которые пока не учитываются при подсчёте рейтингов. Так, например, ускорение процесса планировки территорий в Санкт-Петербурге может давать и конкретный материальный эффект для региона - до 80 млрд рублей в год дополнительно в качестве инвестиций в основной капитал.

Рост удовлетворенности бизнеса и улучшение делового климата для инвесторов позволяют нашей стране укреплять свои позиции и в различных мировых рейтингах, в частности рейтинге Всемирного Банка Doing Business – согласно поручению Президента, к 2024 году Россия должна занять в нём 20 место.

Идеальные взаимоотношения

Если цифровизация всех процессов взаимодействия выгодна и застройщикам, и государству, то насколько этот процесс продвинулся вперед в нашей стране и как выглядят идеальные взаимоотношения инвестора-застройщика и власти в России?

Первое место в рейтинге инвестпривлекательности регионов в России занимает Москва. Во многом – благодаря развитому градостроительному порталу для взаимодействия с застройщиками.

В Санкт-Петербурге, который стремится попасть в первую тройку рейтинга, тоже разрабатывается своя цифровая экосистема - Единая система строительного комплекса, инструмент, призванный сделать процедуры согласований в строительной отрасли понятными, контролируемыми и прозрачными. Среднее время получения разрешений на строительство сократилось с 211 дней в 2016 году до 129 дней в 2019 (целевой показатель – 100 дней). Количество таких процедур сократилось с 23 до 16 и еще 2 предстоит устранить. Среднее время подключения к сетям снизилось с 50 дней до 15, а вместо 4х процедур для этого осталась всего 1.

Процедуры удается сокращать благодаря упрощению бизнес-процессов, разработке инструментов принятия решений на основании данных и максимальному исключению человека из цепочки согласований. Эффективность процессов можно повышать и уже после перевода процедур в электронный вид – например, за счёт автоматизации межведомственных запросов, которые зачастую занимают большую часть от всей административной процедуры.

По планам в будущем застройщикам для прохождения административных процедур вообще не нужно будет очно встречаться с представителями органов госвласти и организаций. Фактически появится единая цифровая среда, в которой смогут работать и бизнес, и власть.