Мнение / октябрь 2020
Коронный рубеж: как дата-центры пережили COVID-19

Олег
Котелюх

управляющий партнер "Инпро Технолоджис"
© ComNews
26.10.2020

С первых же дней вспышки COVID-19 индустрия ЦОД служила опорой для глобальной экономики, поддерживая массовый переход в цифровую среду. Дата-центры работали, когда мы оплачивали цифровые услуги через онлайн-банки, встречались с друзьями и коллегами в Zoom, смотрели ролики на YouTube. С какими трудностями дата-центры столкнулись из-за пандемии, и каким будет посткоронавирусное будущем ЦОД?

В то время как весь мир добровольно самоизолировался на время вспышки COVID-19, ЦОДы продолжали работать. Этому способствовали:

- Рост спроса на онлайн-услуги
Это и электронное обучение, и развлекательные платформы, и приложения для видеоконференций. Совокупный объем трафика, проходящего через ЦОДы, вырос в несколько раз.

- Переход организаций на удаленную работу
Удаленка взвинтила спрос на облачные хранилища данных, виртуальные рабочие столы и прочие ИТ-решения от IaaS-провайдеров, которые позволяют создать в компании единую информационную среду даже без физического присутствия сотрудников на рабочем месте.

- Автоматизация бизнес-процессов
Надежная, гибкая и безопасная ИТ-инфраструктура стала необходимой для элементарного выживания организаций.

- Впечатляющий рост облачного сегмента ИТ-рынка
В докладе аналитического агентства Dell'Oro Group прогнозируется, что крупные провайдеры облачных услуг, такие как IBM, Amazon, увеличат свои капитальные затраты на ЦОДы в перспективе пяти лет. В основном инвестиции будут направлены на обслуживание серверов и расширение емкостей.

Параллельно ЦОДы помогали специалистам в сфере здравоохранения хранить и обмениваться данными о COVID, а правительствам во всем мире – вести актуальную статистику о количестве заболевших коронавирусом. В результате госорганы впервые классифицировали дата-центры как критически важную инфраструктуру и начали разрабатывать меры их поддержки – в России это, прежде всего, проект льготного доступа ЦОДов к электроэнергии.

Не крупным бизнесом единым

Но всего этого оказалось недостаточно, чтобы полностью оградить центры обработки данных от проблем, связанных с COVID-19.

Дата-центры потеряли часть клиентов из среднего и малого бизнеса. Еще в апреле Goldman Sachs спрогнозировал сокращение ВВП развитых стран за второй квартал 2020 года на 35% (в четыре раза больше, чем во время прошлого спада мировой экономики).

И первыми под удар финансового кризиса, вызванного пандемией, попали именно компании SMB-сегмента. Многим из них в разгар коронавируса пришлось либо временно приостановить работу, либо полностью закрыться. А те, кому все-таки удалось выжить на турбулентном рынке, уже начали отказываться от подписания новых сделок.

В ЦОД по записи

Ситуацию усугубили новые правила безопасности, принятые региональными правительствами для защиты населения от COVID-19.

Во-первых, ЦОДам пришлось вводить запреты и ограничения на посещения. Так, крупный оператор данных Equinix еще в марте перекрыл доступ в дата-центры во Франции, Германии, Италии и Испании. Примерно в то же время колокейшн-провайдер Teledata организовал систему предварительной записи для посетителей.

Во-вторых, дата-центры столкнулись с необходимостью сократить число работников для соблюдения требований социального дистанцирования в рабочих пространствах. На объектах остались только ключевые сотрудники: ведущие инженеры, команды поддержки и администрация. Остальные отправились в резерв или на удаленку.

Из-за этих мер стало труднее обеспечивать не только непрерывность работы ЦОДов, но и качество обслуживания клиентов.

Uptime больше не 100%

Самоизоляция также серьезно повлияла на объемы передачи данных. В марте точка обмена трафиком DE-CIX во Франкфурте установила мировой рекорд: обработала 9,1 терабит данных всего за секунду. Это примерно столько же, как если бы пользователи начали одновременно пересылать 2 млн видео в HD-качестве или более двух миллиардов страниц формата A4.

Из-за резкого роста трафика дата-центры оказались в опасном положении – многие из них оказались не подготовлены к такому развитию событий. Ситуацию обострила острая нехватка персонала в разгар самоизоляции, в результате чего службы некоторых дата-центров просто рухнули и перестали функционировать.

Даже компании, работающие с гипермасштабными дата-центрами, оказались не застрахованы от проблем: так, в начале июне пользователи облачной платформы IBM Cloud жаловались на многочасовой простой, а сбой в работе Telegram длился почти час. И если для обычного пользователя это могло пройти почти незаметно, то для бизнеса любой отказ оборудования в ЦОД – катастрофа. Gartner недавно подсчитал, что всего 60 минут простоя дата-центра может стоить предприятиям до 540 000 долларов.

Работать без перебоев смогли только те дата-центры, которые вовремя начали использовать передовые технологии для обеспечения непрерывного электроснабжения и охлаждения даже при отказе систем. По классификации Uptime Institute это ЦОДы с уровнем надежности Tier IV, и их можно буквально пересчитать по пальцам. В России такой дата-центр строит "Ростелеком-ЦОД".

Строительство не по расписанию

Многие дата-центры также столкнулись с неприятностями в процессе строительства новых объектов или расширения существующих. Еще в начале пандемии стало понятно, что на стройке почти невозможно обеспечить безопасность работников от COVID-19.

Поэтому во многих странах были временно прекращены предварительные работы, такие как выдача разрешений на строительство. В итоге многим провайдерам облачных услуг, в числе которых Google, Microsoft и другие ИТ-гиганты, пришлось на время отложить планы по расширению ЦОДов. Facebook, например, затормозил свой строительный проект в Алабаме из-за проблем с коронавирусом.

Помимо этого, ЦОДы столкнулись с проблемами в части материально-технического обеспечения строительства. Впрочем, ни ограничения, ни перебои в поставках оборудования не смогли полностью остановить возведение крупных серверных ферм. По данным Synergy Research Group, за последние полгода открылись 26 новых гипермасштабных ЦОДов, а еще 176 – в процессе постройки или планирования.

Уроки COVID-19 для ЦОД

При наиболее благоприятном сценарии все эти трудности не должны существенно сказаться на темпах роста ЦОД, и по итогам 2020 года он сохранится на отметке в 13-15%, прогнозируют в iKS-Consulting. Тотальный переход бизнеса на удаленку и увеличение объемов потребления облачных услуг должны полностью перекрыть потери от коронавируса. Так, по "Ростелекому" объем услуг ЦОД за первое полугодие уже превысил показатели 2019 года.

Но даже так кризис, вызванный пандемией COVID-19, не прошел незаметно для индустрии ЦОД. Несколько советов о том, как уже сейчас выйти из него с минимальными потерями:

- обсудить с клиентами любые возможные изменения в работе ЦОД, в том числе планируемые обновления и возможные задержки. Они не должны почувствовать, то из-за текущей ситуации ими перестали заниматься;

- поддерживать непрерывные коммуникации с сотрудниками. В частности, максимально оперативно информировать команду о том, с какими трудностями придется столкнуться в ближайшее время, и как компания планирует их преодолеть. Следует также проинструктировать их о порядке действий в случае, если кто-то заметил у себя симптомы заболевания. Это важно в контексте ожидаемой "второй волны".

- автоматизировать внутренние процессы. Международный союз центров обработки данных (IDCA) уже выпустил обновленную систему отраслевых стандартов Infinity Paradigm AE360, в которой указана ценность согласованного и гармоничного взаимодействия людей и экосистемы ЦОД;

- подготовиться к нарушениям в снабжении. Если в первые месяцы пандемии перебои в поставках были не так заметны, поскольку на складах операторов оставались резервные запасы, сейчас ситуация изменится. Многие критически важные компоненты поставляются из регионов, пострадавших от COVID-19. Так, крупные заводы по производству систем вентиляции и охлаждения расположены в Италии. Надо заранее узнавать, работают ли они в штатном режиме, и решать, стоит ли менять поставщиков.

Наконец, необходимо даже в "мирное" время детально разрабатывать и регулярно обновлять планы реагирования и обеспечения непрерывности бизнеса при ЧС. Те ЦОДы, которые заранее знали, какие меры нужно предпринять, например, при ураганах, эпидемиях или других бедствиях, смогли успешно преодолеть COVID-19.