Мнение / апрель 2021
COVID-технологии – что дальше?

Антон
Долгоновский

директор практики "Безопасный город" компании AT Consulting (входит в "Лигу Цифровой Экономики")
© ComNews
19.04.2021

В связи с пандемией и мировым кризисом аналитики в конце 2020 года пересматривали свои прогнозы на технологическое развитие. Любая эволюция технологий востребована. Там, где технология себя исчерпала, приходят новые сферы применения. В пандемию открылись новые пути развития, ИТ-решения изменились.

Будут ли они применяться в постковидном мире?

Возможно, уйдут COVID-решения, которые экономически не обоснованы. Или те, что были созданы под конкретный запрос, – системы контроля электронных пропусков в период локдауна и т. п. Но технологии, которые носят более массовый характер и могут широко применяться, останутся.

Умные системы

В первую очередь пандемия дала толчок развитию умных систем безопасности. Система распознавания лиц дорабатывалась в прошлом году, чтобы идентифицировать людей в масках. Сегодня она внедряется в общественном транспорте – в 2021 году власти планируют обеспечить московское метро технологией оплаты проезда буквально "по лицу".

Кардинальные изменения произошли в сфере транспорта и умных систем организации дорожного движения. Как известно, личные автомобили перегружают улицы города и негативно влияют на экологию, поэтому власти развивают общественный транспорт, велосипедную инфраструктуру и электрокары. Коронакризис внес свои коррективы. В короткие сроки общественный транспорт был оснащен технологиями для работы во время пандемии, например тепловизорами, что дало мощный толчок для развития и стало началом масштабной цифровой трансформации городской среды. Так, в этом году начинается тестирование беспилотного общественного транспорта, до 2024 года его планируют внедрить.

Надо сказать, что самые гибкие компании не только не снизили темпы роста в пандемию, но и масштабировали бизнес, заняв ниши уже на национальном уровне. В погоне за сохранением рентабельности они перестроили внутренние бизнес-процессы, оценили удобство и преимущества ковидных технологий, например систем контроля доступа в здания и производственной безопасности. При использовании таких решений человеческий фактор исключается, это сокращает расходы, устраняет ошибки и повышает точность данных.

Онлайн-платформы

Коронавирус научил действовать быстро и использовать все инструменты для создания сервисов, которые могут изменить образ жизни, без преувеличения, миллионов людей. Примером стали дистанционные технологии – они из разряда резервных быстро превратились в востребованные цифровые решения для работы и учебы.

Онлайн-площадки для организации встреч, совещаний и планерок стали популярны и даже жизненно необходимы. Офисы пустеют, а школы и университеты продолжают эксперименты с дистанционным образованием – во многих вузах ввели программы с использованием онлайн-обучения.

Вся культурная жизнь на время полностью перешла в онлайн. Мировые звезды уже провели онлайн-концерты и эфиры. Музеи – от Эрмитажа и Лувра до региональных галерей – оцифровали коллекции и запустили виртуальные экскурсии. Стали развиваться как технические решения для создания нового цифрового контента, так и платформы для его размещения.

Многие технологии, которые сегодня активно используются, еще год назад казались фантастикой. Сейчас в Москве планируют эксперимент по заказу общественного транспорта по требованию через мобильное приложение. Человек указывает, откуда и куда поедет, а в ответ получает информацию, когда и в каком месте остановится его автобус – общественный транспорт по принципу работы такси. Маршруты будут строиться исходя из запросов.

Сервисы доставки

Настоящий всплеск случился в онлайн-торговле. Ритейлеры уже меньше конкурируют в плоскости качества продуктов, а больше привлекают внимание клиента, улучшая качество сервиса и доставку. Причем эта тенденция в 2020 году стала действительно массовой и привела к бурному развитию сервисов доставки товаров даже в небольших городах.

Доставка с помощью дронов и роботов развита пока еще не повсеместно, но имеет свои перспективы. В конце 2020 года беспилотникам доверили развозить еду из ресторанов в одном из районов Москвы, а также в Иннополисе в Татарстане. Технологии развиваются настолько быстро, что, возможно, через несколько месяцев и это направление станет массовым.