Мнение / январь 2022
Все уходят в digital: как цифровые технологии трансформировали рынок труда

Ангелина
Присяжная

ведущий продюсер направления MBA в "Нетологии"
© ComNews
24.01.2022

За последние годы тема цифровой трансформации перешла из категории модного течения в стратегическую повестку большинства компаний в России, а пандемия придала цифровизации дополнительный импульс.

Согласно опросу KMDA, 64% российских компаний считают digital-трансформацию необходимой для развития бизнеса, а 80% компаний начали цифровую трансформацию в 2020 году. Приоритетами цифровой трансформации стали следующие области: цифровизация бизнес процессов (61%), управление на основе данных (51%), управление клиентским опытом (50%).

Ангелина Присяжная, ведущий продюсер направления MBA в "Нетологии", рассказывает о цифровых навыках, которые необходимы линейным сотрудникам и руководителям компаний, и каким образом их можно получить.

Какие навыки сейчас в приоритете

Отмечу, что разделение перечисленных ниже навыков не строгое: и руководители, и линейные сотрудники должны ими обладать. А разделили мы навыки по принципу того, какие из них являются ключевыми для ролей.

Например, для линейных сотрудников компаний важно сохранять продуктивность и скорость работы, чтобы быстро и успешно выполнять ежедневные операционные задачи. Также, продуктивное общение с коллегами, руководством и клиентами являются мастхэвом для результативной работы линейного персонала. И для этого им необходимы:

Владение мессенджерами

47% российских компаний используют в работе мессенджеры. В России лидируют такие приложения, как WhatsApp (58% пользователей) и Telegram (32%).

Коммуникация в бизнесе важна для передачи четких сообщений о стратегии, обслуживании клиентов и брендинге, поэтому важно владеть мессенджерами на хорошем уровне. Внутренняя коммуникация укрепляет взаимопонимание между сотрудниками и менеджерами, поощряет командную работу и сотрудничество.

Несмотря на то, что мессенджерами пользуются по всему миру, еще существуют компании, в которых сотрудники либо вовсе их не освоили, либо не умеют пользоваться частью функций для работы. Это может создавать определенные затруднения для остальных членов команды, тормозить коммуникацию и обмен данными.

Умение пользоваться таск-трекерами

Использование специальных сервисов и инструментов для управления задачами компании может принести множество преимуществ, как в области коммуникации, так и в синхронизации команды. Это позволяет сотрудникам быть сосредоточенными на общей цели компании.

Кроме того, таск-трекеры помогают расставлять приоритеты задач для немедленной работы над тем, что наиболее важно. Поскольку для каждой задачи выделяется отдельное пространство, команде будет легче консолидировать информацию и работать над чем-то вместе, что позволит обмениваться идеями, файлами и отзывами о действиях и быстро выполнять задачи.

Среди лучших таск-трекеров в 2021 году были названы: Wrike, А2Б, Bitrix24, Weeek и Flowlu. Популярными также являются Trello, Notion и Jira. Разобраться в работе трекеров не сложно, так как во многих встроены обучающие туры.

Знание основ кибербезопасности

Уход большого количества компаний и их данных в digital привело к возросшему количеству кибератак с целью получения конфиденциальной информации. Так, в 2020 году, на сервис для проведения конференций Zoom обрушилась хакерская атака, в результате которой данные более 500 тысяч аккаунтов были украдены.

В большинстве случаев хакерские атаки происходят из-за недостатка осведомленности сотрудников о кибербезопасности. Они пренебрегают требованиями безопасности, ставят одинаковые пароли на все аккаунты, используют рабочие аккаунты для решения своих бытовых задач и вводят там личные данные.

Сотрудникам необходимо научиться правильно хранить информацию, безопасно ее передавать и получать, использовать защитные техники, противодействовать мошенническим действиям, обходить подозрительные ссылки и носители информации.

Для управленцев высокий профессионализм, полная осведомленность и контроль о нюансах работы подчиненных, знание технологических особенностей своей отрасли являются ключевыми навыками. Он должен быть нацелен на оптимизацию рабочих процессов и достижение поставленных в компании целей. Поэтому, руководителям и топ-менеджменту необходимо иметь ряд следующих навыков, которые сэкономят бюджет и повысят продуктивность организации.

Цифровые финансы

Цифровая финансовая грамотность — это ни что иное, как знания или навыки, позволяющие максимально использовать цифровые устройства и цифровые технологии для совершения финансовых транзакций. В сфере финансовых услуг конкуренция заключается не только с другими поставщиками финансовых услуг, но и со всеми, кто предлагает реальные технологии и потребительский опыт. При оцифровке финансовых услуг или разработке финансовых мобильных приложений основное внимание должно уделяться облегчению жизни клиентов.

Так, цифровые финансовые услуги включают в себя проведение расчетов через онлайн-банки и электронные кошельки, а также быстрое и удобное управление счетами компании. Внедрение новых технологических инструментов приводит к более высокой автоматизации процессов предоставления услуг, таких как перевод денежных средств, закупка товаров, формирование счетов-фактур и проверка персональных данных клиента. С внедрением big data и других инструментов машинного обучения в финансах стало проще прогнозировать бюджет, позволяя компаниям завершать циклы в конце месяца раньше времени.

Цифровой маркетинг

Интегрировать цифровой маркетинг в компанию с нуля достаточно сложно, поскольку для этого требуется перевод процессов всей компании, ее стратегии и мировоззрения топ-менеджеров на другой уровень. Преимущества цифрового маркетинга включают в себя следующее:

  • возможность взаимодействовать с потенциальными клиентами и точно знать, что они ищут — существует множество систем управления отношениями с клиентами (например, CRM), которые помогают собрать всю информацию о клиентах в одном месте и эффективно ее обрабатывать;
  • выход на глобальный рынок — благодаря интернету и эффективной работе маркетинга, о компании можно узнать из любой точки мира;
  • экономия средств и привлечение клиентов за более низкие суммы, нежели традиционные маркетинговые методы — инструменты цифрового маркетинга сильно дешевле традиционного; например, система Pay Per Click затрачивает бюджет только за фактические просмотры целевой страницы или при совершении определенного действия;
  • знакомство со своей аудиторией, это может помочь создать лояльность к бренду — с помощью публикаций в социальных сетях и СМИ потребители больше узнают о продукте или услуге, благодаря чему увеличивается доверие и лояльность к компании;
  • отслеживание откликов на ваши маркетинговые активности— работа с возражениями, жалобами, отзывами через различные платформы.

Цифровые навыки позволяют лучше понять потребности целевой аудитории и выстроить эффективную воронку продаж. Эти навыки эффективно выстраивают маркетинговую стратегию и отношения с клиентом или брендом.

Перевод процессов в цифровой формат

Перевод бизнес-процессов в диджитал осуществляется с помощью специальных ИТ-продуктов и инструментов, которые облегчают контроль рабочей деятельности и значительно уменьшают затраты компании.

Перевод бизнеса на цифровые рельсы — это использование цифровых технологий для создания новых бизнес-процессов в соответствии с поступающими требованиями клиентов и рынка. Владея навыками работы с различными ИТ-инструментами, компании могут получить много преимуществ, оцифровав свой бизнес:

  • увеличение продаж и выручки — сбор статистики о потенциальных клиентах и продвижение продукта в социальных сетях или интернете;
  • упрощение работы сотрудников — внедрение цифровых сервисов и инструментов для постановки и контроля задач, проведение онлайн-встреч с клиентами и упрощение отчетности;
  • персонализированный опыт работы с клиентами — индивидуальный подход, автоматизированное обслуживание потребителей в виде заключения договоров и расчетов;
  • снижение физических накладных расходов за счет упрощенного учета товародвижения, точных расчетов себестоимости, оперативного планирования и прогнозирования.

В 2019 году компании вложили $1,3 трлн долларов в переход на цифровой бизнес-формат, однако 70% из них не смогли достичь своих целей из-за недостаточно развитых цифровых навыков. Вот почему так важно осваивать новые сферы и продумывать свои будущие шаги в бизнес-процессах.

Умение работать с распределенными командами

С началом пандемии многие предприятия были вынуждены создавать распределенные команды, чтобы выжить. Сегодня, когда часть сотрудников работает в офисе, а часть — удаленно, крайне важно уметь не только управлять распределенными командами, но и работать внутри них, выстраивая эффективную коммуникацию с коллегами.

Управляя распределенной командой, нет возможности увидеть эмоции, чувства и настроение коллег по отношению к поставленным задачам. Это то, что может вызвать проблемы с выполнением поручений. К счастью, технологии позволяют общаться в мессенджере или организовывать спонтанные аудио- и видеоконференции.

Разные часовые пояса также могут стать препятствием. Ситуация становится еще хуже, когда задачи разных членов распределенной команды влияют друг на друга, в то время как сотрудники находятся в часовых поясах со значительной разницей. Все, что вы можете здесь сделать — это согласовать временные рамки, которые подойдут всем коллегам.

Умение работать с распределенными командами позволяет руководителям рационально контролировать время, тратя его на более продуктивные и улучшающие компанию задачи.

Кому необходимы эти навыки?

  • Линейным и наемным сотрудникам — умение работать с digital-инструментами также необходимо команде, так как у большинства из них каждодневная работа непосредственно связана с цифровыми продуктами.
  • Фриланс-работникам — они зачастую работают дистанционно и должны в полной мере обладать пониманием и знанием как эффективно взаимодействовать с клиентом или брендом в рамках дигитализации.
  • Тимлидам — для того, чтобы эффективно руководить штатными, фриланс-сотрудниками и распределенными командами, в условиях различных часовых поясов, культур и национальностей, необходимо обладать цифровыми навыками, которые позволяют сохранять качество и скорость процессов.
  • Руководящему составу и топ-менеджменту. Руководители — драйверы роста любой компании, именно от их компетенций зависит успех и производительность их команды, а также способность адаптироваться под постоянно меняющиеся запросы рынка.
  • Владельцам бизнеса или основателям компаний. Фаундеры и владельцы бизнеса задают модель поведения для сотрудников. Именно основатели компаний задают темп и скорость цифровой трансформации внутри команды.

Как и где освоить эти навыки?

Самостоятельно

Многие люди осваивают цифровые навыки с помощью тьюториалов на youtube, книг и статей в интернете, мини-курсов в открытом доступе, методом проб и ошибок. В данном случае крайне важна мотивация и самодисциплина, чтобы не бросить обучение на полпути.

Специализированные курсы

Сегодня на рынке существует большой выбор курсов, помогающих разобраться и освоить digital-навыки.Обучение обычно имеет краткосрочный характер с фокусом на базовые знания. Курсы на Skillbox, GeekBrains, Digital Academy и "Нетологии" отлично подойдут тем, кто уже понял для себя необходимость владения цифровыми навыками, и готов более детально погрузиться в изучение.

Бизнес-образование

Бизнес-образование благодаря комплексному подходу объясняет не только, как пользоваться теми или иными цифровыми инструментами, но дает понимание того, как диджитал-навыки влияют на эффективность компании, к каким показателям роста они могут привести и какая взаимосвязь между уровнем освоения этих навыков и прибыльностью компании. Этот формат обучения больше всего подходит руководителям или управленцам, так как процесс обучения происходит в более сжатые сроки и их профессиональный статус требует более глубокого понимания цифровой среды и мастерского владения цифровыми навыками. Руководители могут получить как MBA, так и пройти более короткие бизнес-курсы.

Таким образом, пандемия и глобализация существенно изменили рынок труда, в том числе в области цифровизации. Сегодня невозможно представить высококвалифицированного профессионала, не обладающего диджитал-знаниями. От степени и интенсивности их освоения будет зависеть его умение адаптировать к новым запросами времени, а также успех в профессиональной деятельности.