© ComNews
06.06.2023

Ближайший год станет ключевым для цифровизации ЖКХ, отметили представители Минстроя на круглом столе "Цифровая трансформация ЖКХ – точки роста", прошедшем в рамках ежегодной конференции "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР) в Нижнем Новгороде. АО "Русатом Инфраструктурные решения" (РИР, дивизион госкорпорации "Росатом") поделилось на нем практическим опытом.

На проектах комплексной цифровизации ресурсоснабжающих организаций (РСО) удалось радикально повысить производительность труда, сократить аварийность и снизить стоимость ремонтных работ, обеспечить рост выручки.

"Большего контакта с конечным потребителем, пожалуй, нет ни у какой другой сферы, разве что у медицины. Крайне важно продолжать дорабатывать и внедрять отечественные программные комплексы, направленные на повышение производительности. Цифра в ЖКХ дает кратный результат, но самое главное она является критически важной для обеспечения безопасности. Уже есть действенные и зрелые продукты, которые существуют в логике отдельных компаний", - рассказал о ключевых трендах в отрасли и масштабных планах на ближайший год Константин Михайлик, заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации.

С другой стороны, изменения в городской среде и ЖКХ должны находить свой отклик в проектах, ориентированных на человека. "Наша основная задача — помочь жителям многоквартирных домов решать вопросы ЖКХ быстро и оперативно. Более 60% пользователей, которые впервые передали показания счетчиков в мобильном приложении, и в дальнейшем продолжают пользоваться сервисом. Кроме того, в этом году очень важно поддержать лучшие региональные практики по работе со стройотходами", – отметил Константин Михайлик.

РИР сам является ресурсоснабжающей организацией и уделяет большое внимание цифровизации водо- и теплоснабжения. Компания разработала ПО на единой платформе цифрового ресурсообеспечения, что позволяет компоновать для различных заказчиков кейсы под их многогранную специфику. Данные программные комплексы доказали эффективность в десятках проектов по всей территории РФ. Елена Лекомцева, исполнительный директор АО "Цифровые платформы и решения Умного Города" (дивизион РИР), поделилась опытом и результатами цифровизации на собственных площадках, рассказала, какие есть эффекты и точки роста.

"От нашей работы зависит комфорт 15 млн человек в 16 регионах. Мы отличаемся тем, что разработали собственные цифровые решения, внедряем и апробируем их на своих площадках. Мы собираем обратную связь с собственных сотрудников, которые обслуживают сети, управляют предприятиями. На собственном примере мы четко понимаем, насколько снизили потери, как выросла производительность труда по тем направлениям, где цифры никогда не было. Ключевыми целями таких проектов является сокращение расходов, потерь, операционных издержек, улучшение качества обслуживания абонентов. Например, в результате внедрения программного комплекса "Цифровой водоканал" на предприятии водоснабжения в Глазове Удмуртской Республики в пилотной зоне потери в сетях снизились на 11%, потребление электроэнергии сократилось до 20%, производительность труда контролеров в целом выросла до 60%", - поделилась Елена Лекомцева.

Она упомянула проект постановления Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в нормативную базу, разработанный совместной рабочей группой Минстроя России по реализации ведомственного проекта "Умный город". Один из главных вопросов - сохранение экономии РСО, возникшей в том числе в результате внедрения цифровых решений. Она может быть направлена на дальнейшую цифровизацию. Документ вводит понятие цифровой инфраструктуры, используемой РСО в целях производства и реализации услуг по регулируемым видам деятельности.

"Конечно, ЖКХ развивается, появляются программы, за счет которых можно модернизировать объекты, получить госпомощь для улучшения производственных процессов. Но, объективно говоря, цифра пришла не везде. Кроме того, есть предприятия, в которых просто нет специалистов, способных внедрять цифру в необходимом темпе, либо нет средств, либо внедрены разнородные решения, с которыми необходимо справляться. Даже там, где программные решения внедряются, есть целый комплекс существенных проблем. В их числе – несоответствие уровня отраслевых цифровых систем современным запросам по эффективному управлению объектами ЖКХ. Одной из сложностей является зависимость от иностранного программного обеспечения. И, конечно, важно, дать компаниям возможность сохранять полученную экономию на следующий тарифный период и направлять ее на мероприятия по дальнейшей цифровизации и сокращению издержек", – подчеркнула Елена Лекомцева.

Модератор сессии Александр Ермольчев, руководитель сектора городского хозяйства Университета Иннополис, оценил нынешний уровень цифровой зрелости ЖКХ меньше чем в 40 процентов и отметил, что для повышения этого уровня нужны кадры и инновационные решения. Потребность в цифровых навыках велика – это более 40 тысяч компаний, более 2 млн сотрудников компаний, которые должны уметь работать в цифре. Базовые компетенции должны знать все сотрудники, работающие в отрасли.

Практически все спикеры отметили важность кадрового вопроса, цифровой экологии, развития пользовательских сервисов, сбора, обмена данными, их взаимного использования. Обратили внимание, что для успешного развития цифры в отрасли необходимо объединяться в своих направлениях и поиске поддержки на федеральном уровне, в законопроектах, которые помогут реализовывать цифровые проекты.