"АльфаСтрахование": вмененное страхование может стать логичным этапом развития киберстрахования в России
Рынок киберстрахования в России нуждается в системных мерах стимулирования, считает генеральный директор "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов. Одной из наиболее обсуждаемых и востребованных бизнесом моделей является механизм вмененного страхования от киберрисков. Такая система может ускорить формирование массового спроса, обеспечить более высокий уровень устойчивости компаний и снизить последствия крупных инцидентов.
Интерес бизнеса к страховой защите от киберрисков растет: за два последних года он увеличился на 60%. При этом проникновение услуги остается невысоким. По прогнозам "АльфаСтрахование", в ближайшие 3–5 лет охват страхованием киберрисков в сегменте крупного и среднего бизнеса может вырасти в несколько раз, при этом на рынке появятся простые решения и для малого бизнеса.
"Однако для популяризации чего-то нового важны меры государственного стимулирования, чтобы потом это стало нормой и стандартным инструментом риск-менеджмента. Яркий пример – ОСАГО. В части киберстрахования один из обсуждаемых сегодня с государственными органами вариантов – введение так называемого вмененного страхования от киберрисков, когда при наличии страхового полиса бизнес получает какие-то привилегии – например, в случае крупного инцидента – снижение размера оборотного штрафа", – отметил Владимир Скворцов.
По его словам, в первую очередь это было бы актуально для субъектов критической информационной инфраструктуры, где последствия атак могут затронуть широкий круг пользователей и отразиться на стабильности экономики.
Дополнительно обсуждается возможность компенсировать до 25% административного штрафа в рамках страхования противоправных действий третьих лиц, если компания соблюдала требования безопасности и не несет вины за утечку данных, отметил он. Такой подход снижает финансовую нагрузку на бизнес и формирует устойчивый спрос на страховую защиту.
"2026 г. вполне может обозначить новый культурный код бизнеса. Лучшее, что может сделать бизнес во время растущих киберугроз, чтобы не оказаться разбитым кибератакой, – это иметь киберстраховку, финансовую поддержку для покрытия больших внезапных расходов в случае инцидента. Какая бы продвинутая система информационной безопасности не была, риск остается всегда. От него и защищает киберстрахование, компенсируя большие расходы на реагирование компании, включая расследования, расходы на восстановление данных, недополученную прибыль из-за простоя бизнеса и т.д.", – заключил Владимир Скворцов.


