© ComNews
17.12.2025

Первый в России полностью автономный дорожный каток начал работу на участке строящейся ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Беспилотная техника – совместная разработка ГК "Нацпроектстрой" и АО "ГЛОНАСС".

"Проект беспилотного катка - не просто локальный эксперимент. Экономический эффект, который мы получили в ходе испытаний, подтверждает целесообразность серийного внедрения разработки. В следующем году мы планируем выделить целый участок, где дорогу будут строить несколько таких машин. В перспективе - создать автономную связку "самосвал - грейдер - каток", что позволит автоматизировать весь цикл укладки дорожного полотна", - рассказал Андрей Сысуев, заместитель генерального директора по информационным технологиям ГК "Нацпроектстрой".

"Мы создали отечественную универсальную систему высокоточного автовождения для дорожно-строительной техники с учетом глубокого анализа технологических процессов. Отработка решения в реальных условиях на стройках таких уникальных проектов, как ВСМ Москва –Петербург и ранее М-12 "Восток", позволяет быстрее приступить к серийному внедрению беспилотных технологий. Автоматизируя именно тяжелую технику, выполняющую более 85% задач, наше решение закрывает ключевой сегмент работ при строительстве дорог. Система за несколько часов устанавливается на любую технику – и российскую, и иностранную. И главное – мы внедряем полностью российское решение, независимое от иностранных вендоров. Технологический суверенитет даст устойчивый эффект для развития всей отрасли", - отметил генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич.

Автоматизация повышает скорость выполнения работ, снижает нагрузку на оператора, позволяет сократить количество проездов и оптимизировать расход ГСМ, уменьшить риск ошибок.

Чтобы сформировать рабочее задание для катка, оператор через мобильное приложение с планшета задает необходимое количество проходов и ширину перекрытия. Каток самостоятельно регулирует ход, траекторию и направление движения, выполняя работу с сантиметровой точностью и минимальными допусками. Периметр работы техники контролирует комплексная система безопасности: анализирует данные с сенсоров, радаров, лидаров и камер, распознает объекты внешней среды. Дальнейшее развитие системы позволит оператору управлять несколькими машинами одновременно.

Система высокоточного автовождения разработана с учетом глубокого анализа строительных процессов. Технику тестируют в реальных условиях, на разных типах покрытия. Первая фаза испытаний беспилотного катка прошла летом 2025 г. на участке Дюртюли – Ачит трассы М-12 "Восток", который построили компании НПС.