19.12.2022
© ComNews

Об этом рассуждали участники дискуссии на RIW-2022, а также опрошенные ComNews игроки рынка.

Директор Центра технологий роботизации "Некст" Михаил Верисов отметил, что на российском рынке RPA в 2022 г. случился переворот. Он пояснил, что крупные российские компании, у которых был развит RPA, столкнулись с проблемой ухода иностранных вендоров и непониманием, что делать. "Если бы это случилось пару лет назад, рынок был бы абсолютно не готов. Но нам повезло - у нас были российские продукты, и из них можно выбирать. В итоге всем российским RPA, которые чего-то достигли, досталось по крупному куску рынка. Идет боевое тестирование этих платформ. Я считаю, оно идет успешно. У всех разный путь: кто-то копирует иностранные платформы, кто-то - нет, кто-то занял среднюю позицию. Все они активно конкурируют и сотрудничают. Мне кажется, пора придумать российский аналог аббревиатуре RPA. Я убедился, что есть достойные российские продукты. Думаю, следующий год будет годом укрепления позиций российских RPA", - сообщил он.

Директор ООО "ММК-Учетный центр" Оксана Самойлова прокомментировала: "Мы как пользователи не заметили перехода с одной платформы на другую. Нам важно, что роботы, которые у нас были, продолжают работать и ребята готовят нам новых. Большое спасибо разработчикам. У нас в компании около 50 роботизированных бизнес-процессов - а роботов больше, - и мы не намерены останавливаться. Раньше мы боялись, что придут роботы и заменят бухгалтеров, а оказалось, что робот не заменяет человека, а помогает ему упростить работу. Процесс пошел, хотя вначале было сложно. Планы на 2023 г. большие - поддержание существующих роботов и освоение новых. Российское законодательство нам не дает расслабиться - только робота по больничным листам мы дорабатывали раза четыре, поскольку что-то бесконечно менялось".

Директор по продукту цифровизации клиентского сервиса в дистанционных каналах компании BSS Юлия Вдовина рассказала ComNews, что речевые технологии, как пример RPA, все больше и больше становятся гигиеническим фактором. "Это означает, что клиенты уже ожидают от компаний роботов с естественной человеческой речью, защиты с использованием голосовой биометрии. Ну и, конечно, мы видим тренд, когда компании пришли к пониманию, что без речевой аналитики, которая дает полную картину обслуживания и продаж в точках контакта с клиентами, уже нельзя достичь принципиально иного уровня развития и делать шаги вперед. Это важно в продажах, где обратная связь от клиента, корректировка скриптов для "попадания" в клиента, становятся основополагающими факторами успеха. Это важно и в обслуживании - где вся оптимизация должна быть умной и не иметь негативного влияния на клиентский опыт, - комментирует она. - Так как российские решения на основе речевых технологий развивались все это время параллельно с иностранными - значительных проблем в этой отрасли не наблюдается. В 2023 г. в этом направлении мы ожидаем развитие и совершенствование моделей искусственного интеллекта, более широкого распространения не только в финансовой сфере и ретейле, но и в медицине, гостиничном и ресторанном бизнесах".

Руководитель направления региональных продаж "Девелоника" (ГК Softline) Анна Шадрина отметила, что в 2022 г. остановилось развитие функционала проектов, в которых использовались западные решения. "При этом российские производители поняли, что освобождается большая ниша и важно вовремя предложить новые решения потребителям. Сложнее будет компаниям, которые большинство бизнес-процессов строили на западном ПО. У них два варианта: либо оставаться на нем и как-то пытаться поддерживать работоспособность, либо мигрировать на российские RPA-платформы. Рынок российских решений перейдет на следующий этап - прореживания. После бурного роста и появления "производителей-однодневок", которые появились на волне спроса, выпустили какой-то продукт, но не смогли обеспечить поддержку или масштабировать бизнес-модель. Они уйдут с рынка, - прогнозирует Анна Шадрина. - Останутся те, кто сможет увидеть вектор развития на пять-семь лет вперед, кто сможет гибко меняться и соответствовать запросу от бизнеса".

Руководитель направления бизнес-ориентированных решений CTI Михаил Миняйлов считает, что рынок RPA в 2022 г. в России испуганно вздрогнул, и дело вовсе не в уходе западных производителей с рынка, а в том, что программные роботы не просто делают за сотрудников их монотонную работу, но и имеют доступ ко всем приложениям и всем данным на рабочих столах. "Этот факт в сочетании со всеобщим трендом "в облака" - например, многие действия, которые разработчики используют при написании сценариев роботизации, поставляются в виде закрытых библиотек, из публичных зарубежных репозиториев, - заставил многие организации задуматься о замене решения. Таким образом, к вновь внедряемым решениям выдвигались более строгие требования. На первом месте был уже не функционал и удобство разработчика, а разграничение прав доступа, контроль исполняемого кода, защита роботов и данных, к которым они получают доступы и "снаружи", и изнутри, - комментирует он. - Как ни странно, большинство российских вендоров были к этому уже готовы. Так как рынок крупного Enterprise явным образом предпочитал западные решения, отечественным производителям "достались" промышленность и, конечно же, "госы". Лето 2022 г. для CDO/CTO-директоров выдалось жарким - нужно было срочно искать альтернативы не только основному ПО (ERP, CRM), но и подбирать отечественный аналог RPA, часто называемой "синей изолентой ИТ". Производители не только ускоренно доводили функционал до Enterprise-уровня, но и разрабатывали "переходники" - конвертеры с внутренних форматов описания роботов, используемых в ушедших с рынка решениях. Отличительной чертой именно отечественного рынка RPA является уже имеющаяся или планируемая в самое ближайшее время поддержка Linux - то, на что иностранные вендоры высокомерно не обращали внимания долгие годы".

Михаил Миняйлов уверен, что после того, как российский рынок RPA (по разным оценкам, от 16 млрд руб., с темпом роста 30-40%) внезапно перешел от трех иностранных вендоров к пяти отечественным и первый ажиотаж (пилотные проекты, планирование миграций, усиленные проверки со стороны ИБ) спал, пришло время думать о будущем. "Оказалось, что RPA может быть не только средством простого повторения действий, но и эффективным способом быстрой замены одного ПО на другое. Даже в случае невозможности или нецелесообразности "правильной" интеграции систем - за счет того, что роботы на рабочих местах имеют доступ буквально ко всему - с их помощью можно легко выдать пользователю новый интерфейс, забирая данные из старых систем, или же мимикрировать новую систему под старую. Также можно не просто роботизировать повторяющиеся действия, но и за счет интеграции с голосовыми и чат-ботами автоматизировать процессы клиентского обслуживания.

Как итог, лето и особенно осень были богаты не только на сообщения об успешных миграциях на отечественные RPA, но и на заявления вендоров о дальнейших планах по развитию функционала RPA в сторону платформ интеллектуального управления и автоматизации процессов. Основные тренды - более тесные интеграции с другими системами, в том числе клиентского обслуживания, появление специализированных коробочных продуктов для разных вертикалей, дальнейшее увеличение различий в функционале и подходах по сравнению с иностранными решениями - что позволит успешно конкурировать с ними на рынках Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, - полнофункциональная поддержка Linux, а также развитие в сторону анализа паттернов поведения пользователей с помощью ИИ (полноценные Task Mining и Process Discovery)", - рассказал Михаил Миняйлов.

Михаил Верисов считает, что не стоит надеяться на возвращение иностранных вендоров, поскольку если они вернутся, то уже не пригодятся. "Моя точка зрения - больше нам иностранные вендоры не нужны. Нашим производителям пока надо смотреть в ту сторону, в следующем году как минимум, и перенимать их опыт, но без западного RPA в ПО мы спокойно обходимся - нет смысла ждать его возвращения, лучше совершенствовать свое. Мы, как интеграторы, тоже туда поглядываем", - сказал он.

Оксана Самойлова согласна: "Мне, как пользователю, важно, чтобы платформа была российской".

Эксперт по RPA ООО "ДРТ консалтинг" (бывший Deloitte) Филипп Мицук прокомментировал: "Мы наблюдаем рост интереса к RPA и стараемся разработать модель робота, которая сможет помогать клиентам. Если иностранные вендоры вернутся и их продукт будет лучше, мы будем пользоваться. Но я согласен, что российские решения достойные, к тому же они дешевле. Поэтому мы будем выбирать лучшее на рынке".

Читайте также

Новости