23.01.2023
© ComNews

По словам аналитиков Big Data МТС, количество россиян, которые хотя бы один раз запускали сервисы для видеоконференций, в 2022 г. увеличилось на 5%. "Несмотря на отмену удаленной работы во многих компаниях, люди продолжают активно использовать сервисы для ВКС для работы и общения с близкими", - рассказали они.

По данным аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицына, выручка отечественных игроков ВКС выросла на 50% в 2022 г. "Сейчас в B2B-сегменте российские решения занимают долю в 45%, и она продолжает расти. Переход продолжится, и отечественные системы займут более половины B2B-сегмента. В 2023 г. клиентская база отечественных ВКС увеличится на 30%. Совокупный объем рынка вырастет на 15-20%", - считает аналитик.

По словам директора по развитию TrueConf Дмитрия Одинцова, с 1 марта по 30 сентября 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество сделок в России выросло более чем на 100%. На зарубежных рынках также были всплески роста спроса на автономные ВКС-решения - от 30% до 50% в зависимости от конкретного региона. В основном этом Индия, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Ближний Восток и Латинская Америка.

"В 2022 г. ситуация вокруг нашей страны стала показательной для других. Крупные организации увидели, что в любой момент могут потерять доступ к зарубежным сервисам, и начали активно мигрировать на автономные ВКС-системы, которые защищены от санкций и не могут быть заблокированы "одной кнопкой", - говорит Дмитрий Одинцов.

По его словам, рост интереса к корпоративным решениям для видеокоммуникаций продолжается последние несколько лет, и пандемия 2020 г. стала мощным драйвером для развития всей отрасли. "Организации с серьезными требованиями к безопасности связи - госкомпании, крупный бизнес, силовые структуры, медицина и промышленность активно отказывались от облачных сервисов еще до 2022 г. Облачные ВКС-сервисы, в том числе зарубежного производства, технически не могут соответствовать требованиям таких организаций к отказоустойчивости и безопасности связи, а также хранению данных внутри периметра предприятия", - отмечает он.

По его мнению, в 2023 г. сохранится тенденция повышенного спроса на отечественную ВКС. "Портрет пользователей изменяется вместе с развитием отрасли и текущими реалиями. Ключевыми заказчиками автономных ВКС-систем остаются крупный бизнес, госсектор и промышленность, но растет число и некоммерческих организаций, которые отказываются от зарубежных публичных сервисов в пользу отечественных решений", - заключил директор по развитию TrueConf.

По оценкам "Ростеха", доходы отечественных ВКС в 2022 г. выросли на 20-25%. "Активный переход на отечественные платформы в большей степени наблюдается в государственных компаниях, где предъявляются особые требования к информационной безопасности. Пока доля иностранных ВКС больше, так как годами компании закупали определенное оборудование, которое сейчас требуется полностью заменить. А это тестирование, согласование, бюджетирование, проектирование, что является не быстрым процессом. В 2023 г., безусловно, продолжится переход на отечественные системы.

"Мы планируем увеличить клиентскую базу нашей системы защищенной видео-конференц-связи Iva Aves минимум на 50%, однако, по нашим оценкам, общий объем рынка достиг максимальных значений в пандемию", - отметил генеральный директор НИИ "Масштаб" (холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех") Владислав Иванов.​

Директор по маркетингу Spirit и VideoMost Надежда Алябьева говорит, что в 2022 г. доходы разработчиков выросли на 25-50%, а интеграторов ВКС систем - на 50%.

"До сих пор нет полноценного перехода, говорить можно только о колебаниях спроса. На примере VideoMost спрос 2022 г. колебался так: март - неопределенность по перспективам доступа к зарубежным ВКС-сервисам, резкий рост интереса и поиск российских аналогов, увеличение количества заявок от крупных предприятий примерно в 10 раз. Апрель-май - много запросов цен и тестов и сравнение различных российских ВКС-сервисов. Cisco Webex объявляет, что прекращает свою работу в РФ, - снова всплеск. Microsoft перестает выдавать новые и расширять старые лицензии на Teams. Zoom перестает выдавать новые и расширять старые лицензии. Летом происходит рассмотрение перехода на российские ВКС-сервисы как запасной вариант, а в качестве основного - поиски возможностей продлить подписки на американские небезопасные и недружественные облачные сервисы Webex, Teams, Zoom. Осенью - сезонный рост заявок и, наконец, рассмотрение российских ВКС-сервисов не как запасного варианта, а как основного инструмента бизнес-коммуникаций для гарантий технологической независимости от американских облачных сервисов. Помимо прямых запросов на подключение от корпоративных заказчиков VideoMost, есть запросы на развертывание ВКС-сервисов на базе VideoMost у партнеров, которые ранее сотрудничали с Webex и Teams", - говорит Надежда Алябьева.

По ее словам, заявленный аналитиками МТС рост в 44% - это эффект низкой базы. Заказчики из В2С используют бесплатные тарифы, поэтому рост трафика не отражает рост денег. Кроме того, Webinar.ru до 2022 г. был не про ВКС (все участники видят и слышат друг друга, могут в любое время начать говорить), а только про вебинары. Есть рост интереса к российским решениям, но он медленно конвертируется в продажи.

"Решение о покупке принимается медленно, после множественных итераций тестирования, пилотирования. Все еще много компаний на Zoom и Teams. По нашим оценкам, миграцией на российские решения всерьез озабочены только те, кто вынужден выполнять требования регуляторов по КИИ. Хотя есть прецеденты, когда крупные коммерческие заказчики глубоко разбираются в теме, понимают все риски, имеют проработанный план по переходу на российское ПО и целенаправленно его выполняют, внедряя российские ОС, почтовые клиенты, ВКС-системы. Доля пользователей Zoom будет постепенно снижаться, но массового и полного отказа в ближайшее время не произойдет", - считает Надежда Алябьева. По ее прогнозам, в 2023 г. рынок покажет рост 10-20%, а клиентская база - 30%.

CMO платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Денис Гасилин отмечает, что переход на российские платформы видеоконференций начался еще в 2014 г. - тогда импортозамещением занимались только государственные ведомства и госкорпорации.

"В прошлом году с уходом западных вендоров в процесс с головой окунулся бизнес, образовательные организации - вообще все, кто до 2022 г. привык закупать иностранные продукты. В начале весны, после того как свернулись Cisco и Poly, активно внедрять отечественные продукты начал нефтегаз, промышленность и финансовый сектор. Позже отключились подписки Zoom, и бум интереса к российским платформам случился среди университетов и школ. Переходили при этом быстро, просто потому, что нужно было срочно где-то совещаться, проводить вебинары и т.д.", - рассказывает Денис Гасилин.

По его словам, несмотря на высокие темпы перехода на российские платформы, о полном вытеснении западных ВКС говорить еще рано. Он отмечает, что активнее переходил B2B-сегмент. "Западное ПО уходит, построенные бизнес-процессы начинает штормить, и варианта "просто не совещаться" нет. Чтобы бизнес не страдал, компания выбирает российское решение, которое не уйдет и вписывается в ИТ- и ИБ-инфраструктуру. С B2C проще - там можно переждать турбулентный период, используя что-то бесплатное в качестве временного решения. Ниже риск - ниже темп перехода на российское. Но переход так или иначе явление неизбежное в новых реалиях", - уверен Денис Гасилин.

Он считает, что в 2023 г. переход продолжится. "Например, остались еще компании, использующие Microsoft Teams. Купить продукт невозможно, но действующие лицензии корпорация не отключала. В 2023 г. большинство тех, кто сидит на MS Teams, начнет переходить на российские платформы. Срок действия лицензий истечет, а потребность в видеокоммуникации никуда не исчезнет. Сейчас у компаний есть время присмотреться, выбрать подходящий сервис и, возможно, подождать, пока уровень отечественных платформ станет ближе к привычным западным аналогам. Предполагаем, что доля отечественных вендоров ВКС к концу года будет около 80-90% - остальные либо продолжат пользоваться западными сервисами (с ограничениями), либо выберут экзотику - например, китайские решения", - считает Денис Гасилин.

Руководитель центра компетенций мультимедиа и унифицированных коммуникаций "T1 Интеграции" Игорь Афонин отмечает, что переход на отечественные решения ВКС в первую очередь начали заказчики госсектора. "Сектор B2B переходил на отечественные ВКС-решения активнее, чем сегмент B2C. Для индивидуальных пользователей ВКС на рынке существует достаточно много бесплатных сервисов. Ограничения, связанные с уходом иностранных производителей, их не сильно коснулись, пользователи могли просто сменить сервис", - отмечает Игорь Афонин. Он считает, что переход на отечественные ВКС системы продолжится и в этом году, особенно учитывая требования законодательства по обязательному переходу на российские ПО до 2025 г. "Ожидается, что в 2023 г. спрос существенно вырастет, учитывая, что многие компании отложили реализацию проектов в 2022 г. в ожидании изменения ситуации. В 2023-2024 гг. будет активно реализовываться отложенный спрос", - уверен он.

Руководитель проекта "Контур.Толк" Павел Скрипниченко предполагает, что доходы российских разработчиков ВКС за 2022 г. в целом выросли более чем в 1,5 раза. "Рост был неравномерным среди игроков за счет появления новых сервисов. Например, "Контур.Толк" вышел на рынок весной 2022 г., хотя мы сами разработали его в 2018 г. и используем внутри компании уже четыре года. В B2B и B2C многие процессы к 2022 г. уже были автоматизированы. В онлайн-взаимодействии у B2C больше выбор: они могут использовать и ВКС-сервисы, и мессенджеры. B2C в основном пользуются бесплатными приложениями, также им не требуется прочное встраивание сервиса в инфраструктуру. Это облегчает переход на новое ПО - им не так сложно перестраивать работу. Более проблемным вопрос перехода оказался для B2B: им нужна интеграция ВКС-сервиса глубоко в компанию. За три года пандемии, закрытия зарубежных компаний, миграции бизнеса и кризиса в отдельных отраслях число юрлиц в России сократилось почти на четверть. Мы не можем утверждать и даже предполагать, что будет дальше", - отмечает Павел Скрипниченко.

По его словам, на начало 2022 г. порядка 60-70% сделок относилось к иностранным решениям, а 30-40% - к российским. "К концу года доля отечественных решений среди проектов внедрения превысила 50%. При этом до сих пор чаще используются иностранные сервисы, а вот покупается - уже российский софт. Переход однозначно продолжится, но темпы непредсказуемы. Тренд идет к тому, что нет смысла дожидаться отключений и ограничений, если можно заранее выбрать то, что будет полноценно функционировать. Госсектор и бизнес в поисках сервиса, гарантирующего стабильную работу. Но сейчас переход не такой активный, потому что у многих не истекли сроки использования лицензий или подписок на зарубежные решения. Мы встречали компании, которые уже осенью оплачивали российские сервисы, хотя их лицензии на Zoom заканчивались только в январе-феврале", - рассказал он.

Заместитель директора и соучредитель компании Vinteo Дмитрий Серый рассказал, что количество запросов к российским вендорам с 24 февраля 2022 г. возросло минимум в три раза, переход на российские решения получился активным, и процесс продолжается. "Например, количество обращений в нашу компанию по поводу экстренной миграции с иностранных платформ видеосвязи на ВКС Vinteo увеличилось в три-четыре раза. До 50% составили запросы на переход с решений Cisco и Poly (Polycom), 20% обращений - на замену решений Avaya, Lifesize, Pexip, 30% запросов - на замену Zoom и MS Teams. Заказчики пилотируют решения разных отечественных ВКС-разработчиков, выбирая наиболее оптимальное для закрытия своих задач и полноценной замены зарубежных продуктов в длительной перспективе", - объяснил он.

По его словам, клиентская база отечественных ВКС за 2023 г. может увеличиться в несколько раз. Базовые массовые сценарии уже могут закрывать решения "Яндекс.Телемост" и когорты аналогичных видеокоммуникаторов - они вполне способны занять место самого массового Zoom. "Напомню, что сейчас прямой замены Zoom в России нет - это сервис, который нужно реализовать через операторов связи, чтобы добиться массовости и доступных цен для пользователей. А с профессиональными системами ВКС заказчики проблем не испытывают - есть из чего российского выбрать, и число внедрений будет расти", - уверен Дмитрий Серый.

Менеджер по развитию бизнеса департамента развития телекоммуникационных решений Softline Артем Садыков отмечает, что экстренный поиск замены решениям ушедших вендоров сменился периодом относительного затишья ближе к концу года. "Заказчики поняли, что мгновенного отключения сервисов не произойдет, и начали процесс взвешенного поиска оптимального решения. Небольшой процент клиентов надеялись на возврат вендоров и откладывали вопрос о переходе. Процесс фактической миграции активировался лишь к осени 2022 г., мы ожидаем усиление этого тренда в 2023 г. Мы ожидаем рост клиентской базы за счет миграции с западных решений на отечественные. При этом рост клиентской базы будет идти опережающим темпом по отношению к росту рынка, что связано с возможным сокращением бюджетов заказчиков. Многие клиенты будут ориентироваться на более доступные решения, которые сейчас активно развиваются в рамках экосистем крупных российских ИТ-компаний, банков и операторов связи", - говорит Артем Садыков.

BDM по системам ВКС департамента телекоммуникаций "Крок" Михаил Никифоров отмечает, что до 2022 г. спрос на отечественные ВКС-продукты был совсем небольшим.

"Сегодня же большая часть новых проектов ориентирована на российские решения. Это привело к тому, что разработчики сильно загружены и необходимо прикладывать много усилий, чтобы развивать решения в соответствии с ожиданиями заказчиков. При этом в целом по рынку переход происходит не очень активно. Малая часть тех, кто сразу потерял доступ к зарубежным сервисам, быстро перешли на отечественные продуты. Но большая часть заказчиков не торопится, используя данный шаг как "план Б", если откажут действующие сервисы - Zoom, Teams. Но интерес растет - российские решения изучаются и пилотируются с прицелом на переход в будущем", - говорит он.

Заместитель генерального директора IVA Technologies Максим Смирнов отмечает, что, в зависимости от модели распространения и качества продукта, у некоторых отечественных игроков рынка доходы в 2022 г. выросли вдвое или даже втрое, а у наиболее успешных еще больше. Активнее переходил на отечественные платформы B2B-сегмент, потому что В2С-сегмент долгое время имел возможность использовать сервисы Zoom, MS Teams как частное лицо. Только когда совсем уже стало невозможно оплачивать сервисы, они начали задумываться о поиске альтернативы. В 2023 г. объем рынка ВКС увеличится органично, это не связано с отечественными или неотечественными системами, а что касается клиентской базы отечественной ВКС, она будет стремиться к очень большому превалирующему значению, порядка 80-90%", - уверен Максим Смирнов.

Читайте также

Новости