25.05.2023
© ComNews

Участники практической конференции "ТИМИ-2023. Технологии информационного моделирования и инжиниринга", которая прошла в Москве 24 мая, назвали импортозамещение в сфере САПР сложной задачей, причем наибольшие проблемы в ходе проектов связаны с сопротивлением персонала. В любом случае адаптация к новому ПО занимает время, и в ходе этого процесса производительность труда проектировщиков снижается.

Как показал опрос, проведенный ассоциацией НОТИМ незадолго до форума ТИМИ-2023, 48% российских проектировщиков до сих пор используют зарубежные САПР, при этом 18% из этой доли приходится на пиратское ПО, а 30% - официально купленное. Российское ПО применяет лишь около 20% опрошенных. Остальные находятся в процессе перехода на российские решения. При этом некоторые участники конференции называли результаты данного опроса излишне оптимистичными для российских вендоров САПР.

Президент НОТИМ Михаил Викторов сравнил процесс перехода с зарубежных продуктов САПР на российские со сменой праворульного автомобиля на леворульный: рано или поздно это придется делать, но с наскока задачу не решить. По его оценке, на такой переход потребуется три-пять лет.

Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин назвал ключевой задачей обучение преподавателей во всех звеньях системы образования. Он отметил, что многие учебные заведения в РФ до сих пор строят учебные программы на зарубежном ПО и процесс замены его на российское необходимо ускорять.

Директор по работе с ключевыми заказчиками ГК "СиСофт" Вадим Антонов назвал главным условием для успешного обучения наличие хорошо отработанных академических программ. "Их создание возможно только при сотрудничестве между академическим сообществом и вендорами", - указал Вадим Антонов.

Директор департамента технической политики АО "ГЭХ Теплостройпроект" Александр Можаев назвал преодоление сопротивления пользователей самым сложным в ходе проекта внедрения системы на базе Model Studio CS. По его мнению, это обусловлено тем, что данный продукт объективно сложнее типичных CAD, которые представляют собой "электронный кульман". Поэтому обучение является важнейшим этапом проекта по переходу на российский продукт. Не менее важно донести преимущества единого решения.

Директор отраслевых проектов импортозамещения САПР и систем управления инженерными данными (СУИД) АО "Атомэнергопроект" Илья Журавлев назвал любой проект по миграции с одного продукта на другой весьма болезненным для персонала. "Поэтом надо быть готовым к тому, что затраты на выполнение типовых операций могут вырасти, что надо учитывать при планировании", - подчеркнул он.

Заместитель директора дирекции цифровизации капитального строительства и производства ООО "ЦТиП" (входит в ГК "ЕвроХим") Константин Дроздов оценил уровень падения производительности проектировщиков на начальных стадиях перехода на новый продукт до двукратного, однако уже после одного-двух проектов в новой системе все приходит в норму. "Поэтому в ходе такого переходного периода нужно давать сотрудникам относительно несложные задания. Надо быть готовым и к тому, что могут возникать сложности при переносе моделей из одного продукта в другой, - поделился опытом Константин Дроздов. - Но зато в ходе проектов по импортозамещению устраняется "технозоопарк" из решений разных вендоров, которые обычно применялись в проектных организациях. Это приводило к большому количеству проблем при обмене данными".

Генеральный директор дистрибьюторского ООО "Softica" (Узбекистан) Азиз Норхужаев также назвал неготовность проектировщиков к работе с цифровыми моделями одним из главных препятствий в ходе проектов внедрения. В итоге от Softica потребовалась смена подхода к продвижению продуктов. "Когда заказчики увидели, что на решение задачи, которое раньше занимало несколько месяцев, уходят считаные часы, отношение начало меняться", - рассказал он о практическом результате. Российские продукты в сегменте САПР Азиз Норхужаев оценил очень высоко, прежде всего по соотношению функциональных возможностей и стоимости. По его словам, они активно применяются в Узбекистане - в частности, использовались при проектировании новой линии метрополитена в Ташкенте.

Читайте также

Новости