11.09.2023
© ComNews

Открывая демодень Индустриального центра компетенции (ИЦК) "Автомобилестроение", его председатель, генеральный директор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когонин назвал развитие отечественного автотранспорта, прежде всего коммерческого, приоритетной задачей отрасли. Для ее решения, по оценке руководителя ИЦК, необходимо создание единого контура разработки и управления производством. Именно успешное решение данной задачи, по мнению Сергея Когонина, стало залогом успеха автопрома Китая, где удалось довести цикл создания новой модели автомобиля до 18 месяцев, включая стадию подготовки производства. По его словам, добиться решения этой задачи вполне реально. С импортозамещением ПО, используемого в отрасли, как заявил Сергей Когонин, больших проблем нет, однако исключение составляют крупнейшие предприятия отрасли с полным циклом - ПАО "КАМАЗ", АО "АвтоВАЗ" и ООО УК "Группа ГАЗ".

Директор центра информационно-коммуникационных технологий ПАО "КАМАЗ" Юрий Шостак назвал главным вызовом то, что автостроителей мало, им необходимы "тяжелые" решения, которые неприменимы в других отраслях. В итоге у крупнейших предприятий возникли сложности с основным вендором ПО автоматизации бизнес-процессов - АО "Фирма 1С". Они, по мнению Юрия Шостака, вызваны тем, что создание отраслевого решения для автопрома вследствие ограниченного спроса будет убыточным. По словам представителя КАМАЗа, если данную проблему решить не удастся, ряд модулей придется разрабатывать самостоятельно, и их нельзя будет применить на других предприятиях. Наиболее проблемными, по мнению Юрия Шостака, являются модули складского учета, логистики, а также управления кадрами.

Директор дирекции по информационным системам АО "АвтоВАЗ" Алексей Горбунов также назвал отсутствие критически важных для компании функций в бизнес-ПО серьезной проблемой. Он назвал одной из ключевых задач ИЦК выстраивание диалога с вендорами, в частности, для формирования единого пакета требований. При этом Алексей Горбунов подчеркнул, что необходима конкуренция и рынок не должен достаться одному поставщику бизнес-ПО. Поэтому, по его мнению, необходим диалог со всеми имеющимися на рынке вендорами.

Директор по информационным технологиям ООО УК "Группа ГАЗ" Елена Смирнова назвала одной из задач проекта по переходу на новую платформу от 1С необходимость уйти от самописного решения, которое полностью исчерпало потенциал для дальнейшего развития. Наиболее критичным недостатком, по ее словам, стала невозможность интеграции с системой поддержки жизненного цикла изделия (PLM).

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев прокомментировал данную ситуацию так: "Каждому пилить свое неэффективно". Он пообещал содействовать разрешению данных сложностей.

Однако ERP-системы не являются единственной проблемной точкой для отрасли. В частности, директор по информационным технологиям АО АЗ "Урал" Эльдар Гумурзаков посетовал, что не удалось найти российскую систему бизнес-аналитики, которая бы полностью устраивала предприятие.

Еще одной проблемной зоной является ПО для проектирования. Алексей Горбунов назвал отсутствие адаптированной под нужды отрасли российской САПР не менее серьезной проблемой, чем неимение соответствующей нуждам отрасли ERP. Особенно, по его мнению, не хватает российской системы моделирования (CAE). Переговоры с "Росатомом", разработчиком системы "Логос", об адаптации решения для автомобилестроителей, как заявил Алексей Горбунов, находятся в начальной стадии.

В наиболее сложном положении оказался головной научно-исследовательский институт отрасли - ФГУП НАМИ. Директор центра "Численный анализ и виртуальная валидация" ФГУП НАМИ Павел Дроздов заявил, что в институте очень высок риск, что импортозамещение, в том числе пакетов САПР, не удастся завершить к установленному сроку. Главной сложностью, по его оценке, является перенос унаследованных данных. Пока, как заявил Павел Дроздов, удалось перенести в российские пакеты лишь небольшую часть малых проектов.

Читайте также

Новости