Мария Андреева
© ComNews
25.01.2017

ПАО "МегаФон" изменило текст оговорок в одном из своих рекламных роликов с целью еще больше ввести потребителей в заблуждение. К такому выводу пришли в Общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) по итогам очередной проверки.

Вчера ОПИ опубликовала обновленный рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи. В этот раз ОПИ отметила рекламу "МегаФона". "МегаФон, уличенный в обмане насчет лидерства по скорости Интернета в России, изменил текст оговорок в рекламе и скрыл информацию от потребителей", - говорится в исследовании общественной организации. 

Как рассказал корреспонденту ComNews председатель ОПИ Олег Павлов, изначально в ролике "Самый быстрый Интернет" оператор заявлял, что его мобильный Интернет - самый быстрый в России. Однако мелким шрифтом указывал, что речь идет об исследовании скорости 4G в городах-миллионниках, и только в шести из 15 городов "МегаФон" обеспечивает наиболее высокую скорость 4G.

По мнению представителей ОПИ, после того как организация осветила эту уловку в очередном обновлении рейтинга недобросовестности, оператор изменил текст оговорки и сделал его еще неопределеннее.

"В новом рекламном ролике "Кто быстрее стоит" оператор заявляет о лучших показателях средней скорости Интернета в относительном большинстве городов, не раскрывая точное количество населенных пунктов, где оператор лидирует", - отметили в ОПИ, добавив, что, согласно официальному исследованию качества связи, проведенному Роскомнадзором РФ, в 15 городах-миллионниках по средней скорости передачи данных "МегаФон" занимает первое место только в Ростове-на-Дону, Уфе и Волгограде. "То есть не имеет даже относительного большинства", - пояснил Олег Павлов.

Он отметил, что и в первом, и во втором случаях мелкий шрифт трудно прочитать при обычном просмотре ТВ, поэтому у потребителей создается ложное представление о превосходстве "МегаФона" над конкурентами.

Пресс-служба "МегаФона" вчера не предоставила комментариев.

В обновленный рейтинг попали и сюжеты ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). В своей новой рекламе оператор предлагает подключаться к тарифам "Всё!" и получать четвертый месяц пользования в подарок. 

В ОПИ считают, что текстовые оговорки значительно расходятся со звуковым рядом ролика. "На самом деле получить четвертый месяц в подарок можно не на всей линейке тарифов "Всё!", а только на самом дешевом тарифном плане "Всё за 300", - уточняется в рейтинге ОПИ. Второй балл ОПИ дала "ВымпелКому" за недобросовестную наружную рекламу безлимита со скрытыми условиями. "Вопреки заверениям оператора, безлимитны звонки только на номера "Билайна", имеются ограничения по субъектам РФ, использованию в различных устройствах - модемах/роутерах, по сценариям использования оборудования - в качестве точки доступа, для торрентов", - сказал Олег Павлов, отметив, что от пользователей также скрыто и то, что абонентская плата после завершения первого месяца увеличивается в два раза.

Напомним, ОПИ начала вести рейтинг недобросовестности операторов мобильной связи с июня 2016 г. В основе рейтинга недобросовестности лежит анализ допускаемых операторами нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. Исследование проводится в отношении крупнейших федеральных операторов мобильной связи - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), "Билайна", "МегаФона" и Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

На сегодняшний момент ОПИ удалось привлечь внимание к рейтингу недобросовестности операторов мобильной связи и государственные структуры. В частности, инициатива ОПИ по ужесточению ответственности за повторные нарушения законодательства о рекламе (штраф в десятикратном размере) сейчас находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (см. новость ComNewsот 21 декабря 2016 г.).

А от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ОПИ удалось получить положительный отзыв на создание саморегулируемой организации в области рекламы. "В такой организации компании из различных отраслей добровольно берут на себя дополнительные обязательства в отношениях с потребителями, в частности добровольно проводят предварительный контроль рекламных материалов, чтобы исключить вероятность обмана или введения потребителей в заблуждение", - уточнил вчера Олег Павлов. Кроме этого, организация планировала обсудить возможности дополнительного информирования потребителей о недобросовестных практиках в рекламных сообщениях и с Роспотребнадзором РФ (см. новость ComNews от 26 октября 2016 г.). Но от ведомства ответ пока не получен.

Говоря о планах на 2017 г., председатель ОПИ ранее сообщал, что главной задачей в новом году для ОПИ станет продолжение рейтинга недобросовестности, который помогает своевременно информировать потребителей о скрытых условиях. "Важно, чтобы потребители максимально оперативно получали информацию о скрытых условиях для квалифицированного выбора товаров и услуг", - отмечал он.